Гуманизация информации – не здесь ли проблемы развития России?

Тэги: пути решения проблем, решение глобальных проблем, проблемы общения, проблемы современного мира, проблемы современного общества, проблемы развития России, проблемы перспективы развития

Согласитесь, когда мы изучаем любую инструкцию к только что приобретенному телевизору, вентилятору, музыкальному центру и прочим бытовым приборам и изделиям, первое и, по сути единственное, что мы можем там вычитать – размеры, вес, мощность, технические требования к эксплуатации. А вот данные, которые важны для человека, так называемые гуманитарные качества такого рода приборов, изготовителями и продавцами практически не приводятся. Например, кто может похвалиться, что видел в инструкции наравне с требованиями, скажем, к уровню напряжения,  описание эстетичности утюга, комфортности электрического чайника или эргономичности пылесоса?

Возникает естественный вопрос: «А при чем здесь проблемы развития России?» А ведь если вдуматься, вся информатизация общества нужна для решения простой с виду проблемы – для удовлетворения вполне определенных потребностей людей. Гуманитарная особенность информатизации в том и заключена, что главный источник и создатель информации, а также и ее потребитель – человек. При этом не имеет значения носитель информации – папирус ли это, берестяная грамота, роскошный фолиант, электронная книга или напичканный информацией интернет. Кстати, в том же интернете, несмотря на ожесточённую сетевую борьбу seo-оптимизаторов за милость роботов, существует и развивается ярко выраженный заказ на контент «для человека».

Действительно, история  человечества доказывает – доминирующей тенденцией в истории вообще и в истории развития информационных процессов, в частности, был и остается гуманизм. Гуманизм в основном его понимании, в точном переводе с латинского означающий «человеческий». Или, как принято говорить «повернутый к человеку».

Следовательно, главной целью «гуманизации информации» как целенаправленного процесса должно стать решение проблемы максимального удовлетворения потребностей людей в информации о гуманитарных свойствах материальных и духовных продуктов  общественной деятельности. Когда речь идет о гуманитарной направленности информационной деятельности, то она фактически касается всех видов информации – технической, химической, физической, космической, социальной, культурной и других, так как любой вид деятельности совершается «людьми для людей»  и неизбежно сопровождается информационными процессами.

Следует признать, что в наши дни этому аспекту уделяется явно недостаточное внимание. Гуманитарная составляющая информации, сопровождающей технические, технологические, естественные и коммуникативные процессы в России практически даже не обозначена как проблема, требующая неотложного решения.

Упомянутые выше инструкции – не самый тяжелый случай, инструкция – она и есть инструкция. Другое дело, когда отсутствует обсуждаемая направленность информации на человека в сфере массовой коммуникации.

Сегодня все больше и больше говорят о новом разделе психологии – медиапсихологии. Эта новая наука занимается решением проблем, связанных с негативным воздействием на психику человека информации, получаемой им из СМИ.  Российский общедоступный телевизионный эфир, по меткому выражению Сергея Миронова, основан сегодня на четырех «С»: скандалы, сенсации, секс, смерть. Страшно представить, каковы гуманитарные последствия такой информации, особенно для группы наименее защищенной  от ее воздействия – детей. Владельцы же медиабизнеса о таких мелочах не задумываются – все подчинено тому, что несет исключительно коммерческий успех. Здесь уже не до гуманитарной составляющей распространяемой информации. Ответ чаще всего один: «Не нравится – переключай кнопку». К сожалению, несмотря на все возмущение общества, эфирное медиапространство гуманизмом «не страдает», а отечественные медиамагнаты фарисейски прикрывают свои коммерческие интересы рассуждениями о свободе слова, за которую «в девяностые шли на баррикады».

Более того, медийное пространство заполнено рекламой, которая только на взгляд неискушенного человека носит гуманитарный характер, якобы сообщая о каких-то потребительских качествах товара. А если присмотреться повнимательней – в большинстве рекламных роликов нет даже мелких признаков информации, на самом деле необходимой человеку. Вот только несколько примеров. «Не тормози – сникерсни!», «Это не айс!» или последний шедевр креатива относительно напитка в голубых баночках  – «а-а-а». Поддавшись увещеваниям, можно, конечно, и не тормозить, но при чем здесь конкретный продукт питания? Каков он по составу? Почему после его поедания человек может с бешеной скоростью мчаться в необозначенном рекламой направлении?

Что несут человеку эти ревущие информационные атаки? Можно из них понять хотя бы одно – вредно это или полезно? О рекламе препаратов даже говорить не хочется. Как вам такое: «Миг – и голова не болит!» А что через этот миг произойдет с печенью или с желудком? Ответ тоже имеется «Препарат Х заботится о здоровье печени утром, днем и вечером». А кто для желудка незаменим –  давно выучила наизусть вся страна.

Красивый слоган-призыв «Управляй мечтой!». А какова она, эта мечта на колесах, какие у нее гуманитарные характеристики, насколько, например, безопасно ею управлять? Как поется, «а в ответ – тишина». А потом вдруг громкий международный скандал.  С отзывом у владельцев, поддавшихся псевдогуманитарным рекламным увещеваниям, миллионов «мечт» на доработку или утилизацию по причине безобразно изготовленных тормозов или иных агрегатов, обеспечивающих безопасность.

Вывод из изложенного достаточно прозрачен. Пренебрежение гуманитарными аспектами информации свидетельствует как о низкой культуре их производителей, так и о невысокой требовательности неискушенных потребителей. Без решения непростой социальной проблемы – гуманизации информации, без преодоления пренебрежения к этому важнейшему атрибуту информационных процессов, российскому обществу не выйти на передовые рубежи в экономике, не завоевать рынки товаров и не стать лидером в социокультурном пространстве мирового сообщества.

Дарья Астрова


Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Проблемы упаковки информации
  2. Концепция стратегической перспективы России

Комментировать