Проблемы современного общества: феномен человека

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы перспективы развития

природа вокруг насМногие проблемы современного общества могут быть решены, если человечество, как писал в свое время Пьер Тейяр де Шарден, в один прекрасный день признает, что его главная задача и функция – «проникать, интеллектуально объединять, улавливать, чтобы еще больше понять и покорить окружающие его силы». В таком случае, по мнению философа, человечество сумеет избежать опасности столкновения с «внешним пределом своего развития».

Однако основным препятствием к такого рода действиям становится сам человек, изучающий окружающий его мир и законы природы, будь он физиком, биологом или кем-то иным. Связано это с тем, что человек, в силу особенностей своего, даже научного, мышления, не может не ставить себя «в центр мира».  И это – явление объективное, а потому, по Шардену, всю науку в конечном итоге следует сводить к человеку, к постижению человека. Его призыв: «давайте рассматривать человека – и мы будем жить полнее».

Пояснить эту мысль можно на простом примере. Когда человек пешком путешествует по какой-то местности и смотрит вокруг, в каждый момент он находится в центре наблюдаемого им пейзажа, Он может бросить взгляд в любом направлении, и в этом нет ничего необычного. Однако если этот же путешественник попадет в какую-нибудь особенную точку, например, в горах, где в разные стороны разбегаются долины или расползаются ледники, что он может понять? Что не только его взгляд , которым он управляет по своей воле и может направить в любую сторону, но и «объективное расположение вещей» совпадают. А это означает, что восприятие приобретает иную, объективную полноту, а территория расшифровывается и озаряется по-иному. На такое познание мира способны только люди.

Какими же  особенными свойствами должен быть наделен человек, чтобы открыть до конца самого себя, тем самым решая массу проблем, в том числе и проблемы современного общества? Шарден называет эти свойства «чувствами» или качествами человеческого взгляда на окружающий мир. Взгляда, который «поистине видит».

Чувство глубины – наличие исторической памяти, умение отыскать в прошлом связь с настоящим, способность извлекать уроки из прошедших событий, спрессованных временем в «тонкий листок».

Чувство качества или чувство новизны – умение, не разрушая существующего, усмотреть в окружающей среде и природе «абсолютные ступени совершенствования и роста», то есть мыслить в категориях процессов, а не застывших фактов.

Чувство движения – умение воспринимать «неодолимое развитие», скрываемое естественной медлительностью природных трансформаций. Или, в образах Шардена – новое, закравшееся в сердцевину монотонного повторения, «крайнее брожение под вуалью покоя». Говоря сегодняшним языком, способность выделять фундаментальное, улавливать изменения и мыслить стратегически.

Чувство органического, чувство пропорции, чувство количества. Вот только часть шарденовской палитры для описания необыкновенного и озаряющего природного факта по имени человек.

Приблизилось ли к идеалу человечество с момента создания отцом Тейяром вдохновенной философской молитвы во славу человека, за время без малого в целый век?  Можем ли мы, сегодняшние, «поистине видеть»? Или романтический радикализм Шардена, его философская поэзия ни к чему, когда мы пытаемся «сам с усам» решать проблемы современного общества? Ответ дадут наши потомки. Но что мы точно можем – приподнять вуаль собственного покоя и всем напряжением интеллекта попасть в ту самую особенную точку. В бескрайний мир Пьера Тейяра де Шардена – мыслителя, пророка, ученого, священника. Автора концепции «Феномен человека».

Татьяна Арсеньева

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Проблемы современного информационного общества: символические ценности
  2. Нравственные проблемы современного общества: взгляд из Лапуты
  3. Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
  4. Проблемы развития современного общества и сэр Бэкон
  5. Проблемы информационного общества: взгляд эзотерика

Комментарии (1)

  1. Kalyn:

    I really coldun’t ask for more from this article.

Комментировать