Проблемы современного общества: прогресс или регресс?
Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы перспективы развития
Рассматривая проблемы современного общества, проблемы развития России и даже проблемы современного мира, мы с неизбежностью столкнемся с понятием социального прогресса. В этом случае речь идет о таком процессе развития, который оценивается позитивно, соответствует признанным ценностям. Прогресс последовательно ведет к общественному состоянию, где реализуются определенные важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые, достойные и тому подобные явления. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий людей от таких признанных ценностей и тем самым приближающий их к ценностям противоположного характера.
Никакое изменение не является прогрессом или регрессом само по себе. Оно может быть квалифицировано как прогресс, если станет предметом распространенной в каком-нибудь обществе (группе) позитивной оценки, которая будет дана ему в соответствии с определенными критериями. Прогресс – это то, что общественность принимает за прогресс, считает прогрессом (точно так же обстоит дело с регрессом). Таким образом, прогрессивность (регрессивность) всегда относительна.
Во-первых, эта относительность определяется соотнесением прогресса (регресса) с какой-либо группой (классом, народом), которая данную оценку формулирует. При этом то, что одна группа считает прогрессивным, другая – может вовсе не признавать таковым, даже, напротив, воспринимать это явление как противоположное – регресс. Вспомним хотя бы приход Гитлера к власти в Германии, когда значительную часть немцев охватил массовый психоз, и фашизм был объявлен прогрессом всего человечества, хотя в целом человечество признало это жуткой бедой (регрессом) и прозвало «коричневой чумой». Или, например, введение системы прогрессивного налогообложения и тем самым уменьшение различий в уровне материального благосостояния людей прогрессивно с точки зрения тех, кто меньше всего зарабатывает, но отнюдь не с точки зрения энергичных предпринимателей.
Во-вторых, прогрессивность относительна в историческом плане – то, что относят к прогрессивному сегодня, вполне могло не считаться таковым вчера, более того – могло восприниматься в прошлом как регрессивное. Новые технические изобретения и орудия, распространение образования, свобода нравов, женское равноправие – эти социальные изменения с нашей точки зрения, конечно, прогрессивны, но они вовсе не казались такими, когда их впервые проводили в жизнь. В этом нетрудно убедиться, если вспомнить, сколько усилий, какой отчаянной борьбы требовало преодоление сопротивления, которое им оказывалось.
В-третьих, прогрессивность (регрессивность) относительна, вследствие зависимости от принятых критериев прогресса, признанных ценностей – процессы, явления, прогрессивные в соответствии с одним критерием, могут не быть таковыми в соответствии с другим, конкурирующим критерием. Более того, в этом разрезе может даже являться регрессом. Так, например, индустриализация является прогрессом, если принять в качестве критерия рост продукции, но она не будет прогрессом, если критерием считать сохранение природного окружения; урбанизация окажется прогрессом, если в решении проблемы развития России мы примем такие критерии, как богатые возможности обеспечения людей работой, развлечениями, имеющие место в городах, однако она окажется регрессом, если в качестве критерия будут признаны традиционные, общинные связи между людьми, типичные для сельской среды.
Конечно, из этого не следует, будто существует полный произвол в оценке того, что можно считать прогрессом. Уже само по себе формирование общественного консенсуса по поводу определенных критериев прогресса (выбор большинством членов общества определенных ценностей в качестве основных) представляет своего рода фильтр, отсеивающий побочные, незначительные или случайные критерии.
Кроме того, есть такие области, где критерии утверждаются сами собой, и трудно подвергать их сомнению. Когда уменьшается смертность грудных детей, когда увеличивается средняя продолжительность человеческой жизни, когда исчезает туберкулез, перестает существовать угроза голода, увеличивается скорость транспорта, развивается телекоммуникация, обогащаются наши знания о природе, уменьшается угроза войны – в этих и подобных случаях трудно было бы оспаривать то, что мы имеем дело с прогрессивными процессами. Дело в том, что в таких случаях речь идет о вещах, соответствующих универсальным интересам всех людей, и именно таким образом они воспринимаются всеми людьми независимо от групповой принадлежности последних.
Хуже, однако, когда критерии прогресса соотносятся только с частными (групповыми, классовыми, национальными и другими) интересами. Тогда не достичь общего согласия в том, что считать прогрессивным. Например, то, что одни считают справедливым, другие отклоняют как нечто несправедливое; то, что одним представляется равенством шансов, другим – как незаслуженные привилегии; то, что одни принимают как демократию, другие называют тиранией сброда и т.п.
В современной жизни указанные направления и критерии очень сильно смешались – в этом ярко проявляются проблемы современного общества. Трудно понять, где авангард, а где арьергард. Что прогрессивно, а что реакционно? Кто «левые», кто «правые», где революция, где контрреволюция,? Возникают сомнения – а существует ли, в принципе, какой-либо весомый критерий, которым можно определить какое-либо общество как прогрессивное? С помощью которого можно считать каких-либо людей носителями прогресса? Критерий, позволяющий как выражение прогресса оценить какую-нибудь теорию, идеологию или доктрину?
Несмотря на эти широко распространенные сомнения, думается, можно считать, что понятие прогресса сохраняет свое значение и свою ценность важнейшего ориентира для действий людей. Однако в наши дни понимание прогресса (регресса) должно быть кардинально переосмыслено для формулирования этих понятий в соответствии с вызовами XXI века.
Игорь Бажин
Обратная связь
Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему:
- Проблемы развития современного общества и сэр Бэкон
- Проблемы современного информационного общества: символические ценности
- Проблемы современного общества: феномен человека
- Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
- Нравственные проблемы современного общества: взгляд из Лапуты
09.08.2011 в 12:00 дп
Стало быть, оценить характер изменений в обществе можно только исторически, оглянувшись назад, зная уже определенный вектор развития?