Проблемы современного общества: прогресс или регресс?

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы перспективы развития

прогресс или регрессРассматривая проблемы современного общества, проблемы развития России и даже проблемы современного мира, мы с неизбежностью столкнемся с понятием социального прогресса. В этом случае речь идет о таком процессе развития, который оценивается позитивно, соответствует признанным ценностям. Прогресс последовательно ведет к общественному состоянию, где реализуются определенные важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые, достойные и тому подобные явления. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий лю­дей от таких признанных ценностей и тем самым приближающий их к ценно­стям противоположного характера.

Никакое изменение не является прогрессом или регрессом само по себе. Оно может быть квалифицировано как прогресс, если станет предметом рас­пространенной в каком-нибудь обществе (группе) позитивной оценки, кото­рая будет дана ему в соответствии с определенными критериями. Прогресс – это то, что общественность принимает за прогресс, считает прогрессом (точно так же обстоит дело с регрессом). Таким образом, прогрессивность (регрес­сивность) всегда относительна.

Во-первых, эта относительность определяет­ся соотнесением прогресса (регресса) с какой-либо группой (классом, народом), которая данную оценку формулирует. При этом то, что одна группа считает прогрессивным, другая – может вовсе не признавать таковым, даже, напротив, воспринимать это явле­ние как противоположное – регресс. Вспомним хотя бы приход Гитлера к власти в Германии, когда значительную часть немцев охватил массовый психоз, и фашизм был объявлен прогрессом всего человечества, хотя в целом человечество признало это жуткой бедой (регрессом) и прозвало «коричневой чумой». Или, например, введение системы прогрессивного налогообложения и тем самым уменьшение различий в уровне материального благосостояния людей прогрес­сивно с точки зрения тех, кто меньше всего зарабатывает, но отнюдь не с точ­ки зрения энергичных предпринимателей.

Во-вторых, прогрессивность отно­сительна в историческом плане – то, что относят к прогрессивному сегодня, впол­не могло не считаться таковым вчера, более того –  могло восприниматься в прошлом как регрессивное. Новые технические изобретения и ору­дия, распространение образования, свобода нравов, женское равноправие – эти социальные изменения с на­шей точки зрения, конечно, прогрессивны, но они вовсе не казались такими, когда их впервые проводили в жизнь. В этом нетрудно убедиться, если вспом­нить, сколько усилий, какой отчаянной борьбы требовало преодоление сопро­тивления, которое им оказывалось.

В-третьих, прогрессивность (регрессив­ность) относительна, вследствие зависимости от принятых критериев прогресса, признан­ных ценностей – процессы, явления, прогрессивные в соответствии с одним критерием, могут не быть таковыми в соответствии с другим, конкури­рующим критерием. Более того, в этом разрезе может даже являться регрессом. Так, например, индустриализация является прогрессом, если принять в качестве критерия рост продукции, но она не будет прогрессом, если критерием считать сохранение природного окружения; урбанизация окажется прогрессом, если в решении проблемы развития России мы примем такие критерии, как богатые возможности обес­печения людей работой, развлечениями, имеющие место в городах, однако она окажется регрессом, если в качестве кри­терия будут признаны традиционные, общинные связи между людьми, типич­ные для сельской среды.

Конечно, из этого не следует, будто существует полный произвол в оценке того, что можно считать прогрессом. Уже само по себе формирование обще­ственного консенсуса по поводу определенных критериев прогресса (выбор большинством членов общества определенных ценностей в качестве основ­ных) представляет своего рода фильтр, отсеивающий побочные, незначитель­ные или случайные критерии.

Кроме того, есть такие области, где критерии утверждаются сами собой, и трудно подвергать их сомнению. Когда уменьша­ется смертность грудных детей, когда увеличивается средняя продолжитель­ность человеческой жизни, когда исчезает туберкулез, перестает существовать угроза голода, увеличивается скорость транспорта, развивается телекомму­никация, обогащаются наши знания о природе, уменьшается угроза войны – в этих и подобных случаях трудно было бы оспаривать то, что мы имеем дело с прогрессивными процессами. Дело в том, что в таких случаях речь идет о ве­щах, соответствующих универсальным интересам всех людей, и именно таким образом они воспринимаются всеми людьми независимо от групповой при­надлежности последних.

Хуже, однако, когда критерии прогресса соотносятся только с частными (групповыми, классовыми, национальными и другими) интересами. Тогда не достичь общего согласия в том, что считать прогрессивным. Напри­мер, то, что одни считают справедливым, другие отклоняют как нечто неспра­ведливое; то, что одним представляется равенством шансов, другим – как не­заслуженные привилегии; то, что одни принимают как демократию, другие называют тиранией сброда и т.п.

В современной жизни указанные направления и критерии очень сильно смешались – в этом ярко проявляются проблемы современного общества. Трудно понять, где авангард, а где арьергард.  Что прогрессивно, а что реакционно? Кто «левые», кто «правые», где революция, где контрреволюция,? Возникают сомнения – а существует ли, в принципе, какой-либо весомый критерий, которым можно определить какое-либо общество как прогрессивное? С помощью которого можно считать каких-либо людей носителями прогрес­са? Критерий, позволяющий как выражение прогресса оценить какую-нибудь теорию, идеологию или доктрину?

Несмотря на эти широко распространенные сомнения, думается, можно считать, что понятие прогресса сохраняет свое значение и свою ценность важней­шего ориентира для действий людей. Однако в наши дни понимание прогресса (регресса) должно быть кардинально переосмыслено для формулирования этих понятий в соответствии с вызова­ми XXI века.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Проблемы развития современного общества и сэр Бэкон
  2. Проблемы современного информационного общества: символические ценности
  3. Проблемы современного общества: феномен человека
  4. Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
  5. Нравственные проблемы современного общества: взгляд из Лапуты

Комментарии (1)

  1. Наталья:

    Стало быть, оценить характер изменений в обществе можно только исторически, оглянувшись назад, зная уже определенный вектор развития?

Комментировать