Пути решения проблем местного самоуправления

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

проблемы местного самоуправленияСовременные этапы и проблемы регионального развития России выдвигают новые задачи в развитии социального управления. Сегодня, в частности,  требуется осмыслить пути решения проблем местного самоуправления. Для этого,  естественно, требуется развитие эффективных методов исследования механизмов взаимодей­ствия органов власти и населения. Необходима разработка параметров  оценки эффективности управления социальными процессами, оценки управленческой деятельности органов местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по сути, создал современную правовую базу муниципального управления. Внедрение этого закона в практику муниципального управления вызывает определенные сложности.  В свете этого остро актуальным становится изучение конкретных проблем технологии и эффективности управления социальными процессами в муниципальном образовании.

Заметим, что муниципальное образование представляет собой полноценное звено социального управления. Вследствие этого в нем в полной мере отражены и структурные компоненты, и основные элементы процесса управления. С этой точки зрения муниципальное управление является слепком всего комплекса процессов управления в обществе.

Предназначение органов местного самоуправления, их миссия и «сверхзадача» – сконцентрировать свою деятельность на удовлетворении потребностей граждан, проживающих в данной местности, иными словами – на оказании услуг населению. Для того, что бы эта деятельность была эффективной в первую очередь необходимо постоянно изучать эти потребности, адекватно реагировать на обращения граждан, на заявления и жалобы жителей муниципального образования. Необходимо постоянное изучение общественного мнения, состояния массовых настроений. Ясно, что это в первую очередь обеспечивает обратную связь в управлении, позволяющей проводить оценку деятельности органов МСУ. Именно в этом и содержится основа успешной и эффективной деятельности органов власти в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления в своей деятельности часто не учитывают всего спектра сложных экономических, политических, социальных и других факторов управления. В тени остаются латентные факторы (теневая экономика, коррупция, социальная аномия, протекционизм и другие), которые в силу их неочевидности остаются незамеченными, но снижают эффективность управления. Функционирование социальных институтов наряду с прямыми результатами сопровождается и другими последствиями, которые на­ходятся вне непосредственных целей института и не являются необходимыми и обязательными для него. Скрытые от прямого наблюдения, латентные факторы управления часто сопровождаются непредвиденными результатами, оказывая неоднозначное влияние на эффективность управления. Если институциональные механизмы не способны обеспечить стабильность развития сообщества, то возможна ситуация, когда изменившиеся со­циальные потребности не найдут адекватного отражения в струк­туре и функциях соответствующих социальных институтов. Возникающие противоречия вызывают дисфункции  социального ин­ститута, которые могут быть и положительными, однако на практике чаще бывают отрицательными и снижают эффективность социального управления. Объективная оценка эффективности управления в муниципальном образовании требует учета латентных факторов, их влияния на успешность деятельности местных органов власти.

Традиционно поиск пути решения проблем местного самоуправления и повышения эффективности управления основывается на противопоставлении экономического и социального аспектов развития. Чаще всего в планировании исходят, в первую очередь из экономических показателей. Это объяснимо, поскольку последние имеют обычно четко выраженные количественные показатели.  Что касается показателей социальной эффективности управления, то здесь имеют место определенные методологические трудности, в связи с чем эти показатели нередко на находят должного объективного отражения. Вследствие этого  в институциональном развитии муниципального образования имеют место многочисленные противоречия. Эти противоречия обусловлены недопустимостью сведения эффективности управления  исключительно к экономической эффективности территории, поскольку в жизнедеятельности  местных сообществ всегда содержатся сферы деятельности, которые по своей природе не могут приносить доход и не имеют стоимостной оценки, а вместе с тем, нередко являются определяющими в системе ценностей того или иного местного сообщества. В свете сказанного деятельность органов местного самоуправления в этих сферах должна оцениваться не экономическими показателями, а понятиями социальной эффективности. Таковыми, например, являются объемы и качество образования, уровень услуг здравоохранения, деятельность учреждений культуры, средовые показатели, включая благоустройство территории, охрана общественного порядка и др. Поэтому в современных условиях актуальной в первую очередь и, заметим, весьма сложной задачей является разработка методики  и параметров оценки эффективности управления, отражающих эти чисто социальные аспекты.

Вследствие изложенного возникает объективная сложность оценки эффективности управления, связанная с двумя основными проблемами. Во-первых, как было отмечено, экономическая эффективность чаще всего  может быть четко выражена количественно, в то время как социальная эффективность в силу описанных сложностей, как правило, выражается в качественных показателях. Ясно, что это обстоятельство значительно затрудняет оценку, а также создает условия для субъективизма и манипулирования. Отсюда вытекает задача разработки критериев оценки общей эффективности управления, включающей в себя показатели социальной эффективности.

Второй немаловажный аспект состоит в том, что экономическая эффективность, как правило, может быть достигнута через сравнительно небольшое или определенное время (построенное здание, новая транспортная линия и т.п.).  Что касается социальной эффективности, то здесь часто имеет значительный временной «лаг», и «на входе» неочевидная социальная эффективность (или обратное, негативное явление) проявляется зачастую по прошествии длительных периодов времени. Поэтому в процессе принятия решений  психологически возникают условия для недооценки значимости тех или иных сфер социальной жизни. Обоснование социальной значимости социальной эффективности различных направлений деятельности местного самоуправления даст возможность избежать этого.

Таким образом, совершенно очевидна необходимость поиска путей повышения эффективности социального управления местных органов власти. Такой подход, по сути, может быть современной институциональной парадигмой  пути решения проблем местного самоуправления. Этот путь в первую очередь потребует поиска критериев и методов оценки эффективности упомянутого социального управления.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Пути решения проблем мифа о ВАК-статьях
  2. Пути решения проблемы коррупции_ч.2
  3. Пути решения проблемы коррупции_ч.1

Комментировать