Проблема совести

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем

проблема совестиМногим известна история о финикийце Бессии. Отвечая на упреки о беспричинном  разорении воробьиного гнезда и убийстве воробьев, он  в оправдание заявил, что непрерывный щебет этих птичек слышался ему несправедливым обвинением его в убийстве отца. Любопытно: ведь до этого его заявления никто не знал об этом отцеубийстве. Эту тайну открыл именно тот,  кто должен был понести наказание. Эти  крики птиц – не что иное, как мстящая человеческая совесть. Проблема совести, ее не проходящие угрызения, «крики птиц» – это то, что уготовано каждому из нас при совершении неблаговидных поступков.

Еще Платон утверждал, что наказа­ние дышит в затылок преступнику, что вместе с преступлением в ту же секунду свершается нака­зание. Свершенное злодеяние  порождает терзания. Так пчела, ужалив кого-нибудь,  причиняя ему боль,  себе при­чиняет еще большее зло, так как, потеряв жало, погибает.

Так и человек, получив наслаждение от порока, тут же получает отклик совести, которая  заставляет испытывать противоположное чувство –  мучительные видения, которые и во сне и наяву терзают его.

Именно в первую очередь совесть преисполняет нас страхом перед возможным наказанием за недостойный поступок. И та же совесть мо­жет преисполнить нас душевным спокойствием и уверенностью, если деяния наши праведны. Уверен, многим из нас знакома уверенность и твердый шаг по жизни в силу осознания чистоты собственных помыслов – это наша незамутненная совесть вселяет в нас эту уверенность.

У меня есть собственная модель действия совести. С позиций совести, мне кажется, может быть объяснено происхождение многих болезней. Мне представляется, что при рождении человек получает незамутненное ядро, содержащее истинную систему ценностей (чистота помыслов, чувство истинной справедливости, сопереживания, любви к близким, любви к людям) – в общем то, что обычно называют божественной монадой.

Вместе с этой монадой человек при рождении получает также некий внутренний анализатор-счетчик. Этот анализатор на протяжении жизни человека непрерывно проводит оценку и сравнение деяний человека с его монадой. При небольших отклонениях реальных поступков от «установок монады» возникают незначительные заболевания – вроде простого насморка. При возникновении большого рассогласования, когда человек погряз в грехе, отвернулся от истинных ценностей, ослеплен «золотым тельцом» –  попросту служит дьяволу, монада посылает мощный сигнал-наказание. И вот мы уже сражены серьезной болезнью. Вот этот внутренний анализатор-счетчик, на мой взгляд, и есть наша совесть, данная нам при рождении.

Причем, когда говорят, что человек бессовестный – тот, кто не имеет совести, это не совсем точно. Совесть, как следует из предыдущих пояснений, объективная реальность. Бессовестный – это значит, поступает не по законам совести. А совесть внутри него бунтует, монада «корежится» от боли (человек бессовестный даже не всегда может это чувствовать). И независимо от  того, осознает он или нет неправедность своих действий, наказание за грех неизбежно, например, в виде как будто ниоткуда взявшейся болезни.

Это и есть действие нашей совести – так и выглядит, по-моему, проблема совести в современном информационном мире.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментировать