4 ноября – государственный или религиозный праздник?

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Судя по всему, многие сегодня считают, что празднуемый 4 ноября День народного единства – новомодный у нас молодой государственный праздник, который учрежден в декабре 2004 года по инициативе, проявленной Межрелигиозным советом России, образованным лидерами традиционных конфессий нашей страны. Другие, исповедующие православную религию, а также те, кто просто знает религиозные праздники, осознают день 4 ноября как празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

Между тем, у этого праздника – уходящие вглубь нашей истории корни, на редкость объединяющие государственное и религиозное его начало. Родился на Руси этот осенний праздник в 1612 году в ознаменование освобождения Москвы и России от засилья польских интервентов, и долгое время (вплоть до 1917 г.) отмечался как государственный праздник.  Вся страна трепетно склонялась к одному из самых любимых на Руси Казанскому образу Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь, когда в России произошли многочисленные трагические события, вошедшие в историю под названием Смутное время. По мнению историков, непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Но русский народ встал на защиту Отечества от интервентов. В Нижнем Новгороде в сентябре 1611 земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать ополчение для освобождения страны, для чего необходимо было собрать средства. По согласию жителей для организации ополчения население города было обложено специальным сбором. На пост главного воеводы Минин предложил пригласить новгородского князя Дмитрия Пожарского.

Под предводительство Минина и Пожарского собралось по тем временам огромное войско. И в марте 1612 это войско выступило из Нижнего Новгорода по направлению к Ярославлю, где был образован «Совет всей Земли» - орган правления, в котором «первую скрипку» играли посадские люди и мелкие дворяне.  Вместе с тем, в этом всенародном ополчении, созданном ради святой цели – освобождения Руси от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.  Под сенью чудотворной иконы Казанской Божией Матери Нижегородское ополчение 4 ноября 1612 года взяло штурмом Китай-город и изгнало поляков из Москвы. Эта победа заложила основу возрождения российского государства. А икона Казанской Божией Матери стала с тех пор предметом особого почитания.

В феврале 1613 года состоялся Земский собор, состоящий из представителей всех сословий страны – боярство и дворянство, казачество и духовенство, стрельцы и черносошные крестьяне, а также делегаты от многих русских городов. Этот Собор избрал царем Михаила Романова, который и стал первым русским царем династии Романовых.  Именно этот Земский собор 1613 года знаменовал собой окончательную победу над Смутой, символизировал торжество православия и национального единства.

И настолько глубока была уверенность, что победу смогли одержать благодаря именно иконе Казанской Божией Матери, что на собственные деньги князь Пожарский на краю Красной площади специально выстроил Казанский собор.  А уже в 1649 году царь Алексей Михайлович своим указом установил обязательное празднование 4 ноября. Этот праздник понимался как день благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Так этот праздник стал государственным и отмечался в России вплоть до Революции 1917 года. День 4 ноября вошел и в церковный календарь как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Так удивительным образом слились воедино государственный и религиозный праздники.

По своей сути праздник этот символизирует больше не победу, а знаменует собой сплочение народа, которое и сделало возможным разгром врага-супостата.  Этот Праздник указывает не только на важнейшие исторические события, но и напоминает гражданам нашей многонациональной и многоконфессиональной страны о жизненно важной необходимости сплочения, о том, что справиться с бедой и преодолеть любые препятствия можно только вместе. Как известно, на территории нашей Родины проживают представители 195 народов и народностей, исповедующих различные религии и относящихся к десяткам различных религиозных течений.  Поэтому как и в дореволюционное время основная задача праздника – не только отдать дань уважения мужеству и патриотизму, проявленным нашими предками – освободителями Москвы, но и показать необходимость единения людей, исповедующих разные религий, имеющих различное происхождение и общественный статус для достижения общей цели - стабильного гражданского мира.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

С Праздником вас, сограждане великой страны!

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментировать