Интуиция – продукт интеллекта

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Интуиция – продукт интеллекта

Интуиция - продукт интеллектаСовершенно очевидно, что интуиция – это дочь деятельности мозга человека. Но неясно, связан ли этот дар человека с его интеллектом, или  интуиция продуцируется непосредственно подсознанием, которое по первому впечатлению не имеет прямой тропы к интеллекту, проявляющемуся обычно в умственных способностях человека. Попробуем разобраться, как связаны мозг и интеллект, какие факторы влияют на интеллект. Это даст нам возможность в дальнейшем исследовать механизмы развития интуиции.

Предлагаемые наукой ключевые смысловые определения понятия «интеллект» содержат термины «дифференциальный» и «эволюционный». Дифференциация  представляет собой особую характеристику, допускающую внутривидовые различия особей. Применительно к интеллекту это означает, что наука с позиций такой точки зрения поясняет неодинаковость (в каком-то смысле  – «неравенство») различных людей по уровню и типу интеллекта, попросту говоря – по уровню и типу умственных способностей.

А вот эволюционный аспект интеллекта позволяет ликвидировать несправедливость дифференциации, устанавливающей исходное неравенство. Эволюционность интеллекта подчеркивает, во-первых, то важное обстоятельство, что каждый член определённого вида наделен интеллектом, а в-вторых, – что интеллект обладает способностью к развитию.  Итак, каждый человек обладает определенными умственными способностями,  отличающими индивидов в обществе, и вместе с тем имеющими возможность  видоизменяться, развиваться на протяжении жизни человека.

Легко догадаться, что дифференциальный аспект интеллекта связан в первую очередь с наследственностью, а эволюционный – с воздействием окружающей среды. В конечном счете, основные различия людей в интеллектуальном поле деятельности являются результатом сложнейших и многочисленных коммуникаций, взаимодействий между наследственностью и окружающей средой. Взаимодействий, центром которых является каждый конкретный индивид. Наследственность, несущая потомственные различия,  приходит к человеку через гены, получаемые от родителей. Здесь и формируются важнейшие биологические системы, ответственные за организацию интеллекта, в первую очередь – нервная система.

А вот окружающая внешняя среда в виде постоянных воздействий порождает стимулы, воспринимаемые человеком в течение всей жизни – по сути, от момента зачатия и до последнего дыхания, до момента смерти. В эти стимулы входит «хлеб насущный» – пища, а также культурная информация, образцы общественного поведения и пр. Попытки в свое время науки отделить влияние генов от воздействия социума, социальной среды, привели к тупиковой ситуации, так как это оказалось неразделимым, жестко взаимосвязанным. То есть давление социальной среды структурирует и формирует культурно-эстетическую информацию. Но сами факторы этой среды воздействуют посредством биологических систем, контролируемых заложенными в них генетическими механизмами.

Если обратить внимание на умственные способности человека, продуктом которых является интуиция, то можно заметить, что на степень их развития влияет широкий спектр факторов окружающей среды. Это и природные, физико-химические процессы, и социально-культурные условия. Одним из ключевых социально-культурных факторов является учеба. Исследования выявили любопытный феномен: дети, бросившие обучение, отличались снижением IQ.

Напомню, что IQ (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью»)  – так называемый коэффициент интеллекта – трактуется Википедией как количественная оценка, характеризующая уровень интеллекта данного человека относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

А вот у детей, сменивших плохую, слабую школу на школу с высоким уровнем обучения отмечалось повышение уровня умственных способностей, увеличение IQ. И вот что любопытно: если эти дети потом снова оказываются в обычной шко­ле, их IQ, как правило, понижается. Разработаны даже специ­альные программы для дошкольников из неблагополучных семей, направленные на обогащение в социальном и культурном отношении окружающей их среды Практика показала позитивные результаты внедрения таких программ, выразившиеся в улучшении показателей интеллекта у этих детей. Более того, обнаружилось, что целенаправленно обогащаемая в младенческом и раннем возрасте человека среда имеет достаточно стойкое воздействие на рост IQ и, в конечном счете, в дальнейшем позитивно влияет на успеваемость ребенка в школе.

На самом деле о будущем интеллекте следует заботиться еще на стадии зачатия и внутриутробного развития человека. Установлено, что отдельные элементы, воздействуя на плод, нередко оказывают существенное влияние на раз­витие мыслительных способностей человека в дальнейшем. Например, четко установлено, что употребление алкоголя в период бере­менности, как правило, ведет к появлению у плода, так называемого, алкогольного синдрома.  Этот синдром проявляется у детей не только в виде физических патологий. Он характеризуется и умственной отсталостью, и нередко стойкими отклонениями в поведении, появлением девиантного поведения. Причем, такие последствия могут иметь даже умеренные дозы спиртного – по сути, нет возможности определить некую «безопасную» дозу алкоголя для беременной женщины.

Немаловажно и влияние на интеллект ребенка других факторов, воздействующих уже после появления малыша на свет. Так установлено, что низкие показатели IQ обычно обнаруживают дети, у которых было обнаружено в крови высокое со­держание свинца. Этот высокий уровень свинца мог возникнуть  как результат вдыхания воздуха с примесями соединений свинца, или, например, попадания в рот кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми краска­ми. К снижению интеллекта может привести  и длительное недоедание в детском возрасте.

Ну, естественно, на развитие интеллекта влияет наследственность. Доказана генетическая обусловленность множества патологий, сре­ди которых фенилкетонурия и синдром Дауна. Эти заболевания порождают физические аномалии, поведен­ческие отклонения, а также приводят к низким показателям IQ.

Это наследственное влияние прослеживается на примерах развития однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Поскольку однояйцевые близнецы развиваются из одной яйцеклетки, их обычно считают генетически идентичными. А вот разнояйцевые близнецы, формируемые из разных яйцеклеток, не имеют такой генетической идентичности. Конечно, у них имеется генети­ческая схожесть, но она сродни схожести обыкновенных братьев и сестер. Таким образом, признавая влияние наследст­венности на раз­витие мыслительных способностей (ну, и других признаков), следует ожидать, что   однояйцевые близнецы должны быть ближе друг другу, чем разнояйцевые. И соответственно, чем чаще будем обнаруживать схожесть по интеллектуальным способностям у однояйцевых близне­цов в сравнении с разнояйцевыми, тем, значит, убедительнее влияние наследственного фактора на интеллект.

Такой подход используют генетики при изучении меры наследования физических или поведенческих характеристик. Наследуемость (этот фактор обычно обозначают h2), в том числе и наследуемость IQ, связана  в рамках определенной популяции и с генетическими факторами, и с определенными условиями окружающей среды. Фактор h2 имеет два предельных значения – 0 и 1. Если h2 близко к 0, – это свидетельство отсутствия генетического влияния. Значение h2, близкое к 1, убеждает в тесной связи всех индивидуальных видоизменений с генетиче­скими различиями или другими факторами, но тесно связанными опять-таки с генетиче­скими различиями.

На основании широкого спектра исследований научный мир пришел к оп­ределенному соглашение, относительно что значения h2 для IQ. Его считают приблизительно равно 0,5.

То есть, примерно 50%  различий в индивидуальных IQ обусловлены генетикой, факторами наследственности. Установлен также любопытный факт: у подростков и взрослых h2 выше, чем у детей. Таким образом, чем человек становится старше, тем выше его интеллект и, кроме того, по мере развития индивидуума роль на­следственных факторов усиливается.

А поскольку уровень умственных способностей подвержен целенаправленному развитию, то и интуиция как продукт интеллекта не чужда развитию. А наша с вами задача – отыскать в тренингах инструменты «заточки» интуиции.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментировать