Мы уже перешли в новую информационную эпоху – и не заметили?

Тэги: проблема, решение, проблем, технология решения проблем, практика решения проблем

Для современного этапа развития нашей цивилизации характерен перенос центра тяжести экономического развития с материальных сфер производства, использующих энергетическо-сырьевой базис, на наукоемкие и высокотехнологичные сферы.  Этот процесс уверенно можно характеризовать как бурный рост информационного сектора экономики, определяемого долей суммарного рабочего  времени, затрачиваемого на деятельность, связанную с обработкой, передачей, хранением информации. Данный сектор во многих развитых странах Запада уже сейчас охватывает более половины (45-65%) трудоспособного населения и имеет тенденцию к неуклонному росту. Так, если в начале двадцатого века упомянутый сектор составлял максимум 5-10%, то уже к 2000 году он вырос до 70-80%. Эти наблюдения, приведенные В.Бодякиным, иллюстрируются рисунком, где качественно отражено изменение доли сектора информационной экономики относительно материальных компонент в совокупном ВНП.

Таким образом, движущей силой  информационного общества  является интеллектуально-информационный ресурс,  остающийся пока еще новой и  непривычной категорией, включаемой сегодня в сферы деятельности человека.

Относительно этого ресурса человеку неизвестны законы сохранения или ограничения, характерные для вещественно-энергетической (материальной) субстанции. По многим параметрам интеллектуально-информационный ресурс имеет неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами – сырьем и энергией, с которыми человечество достаточно хорошо освоилось на предыдущих этапах развития общества.

Общество, владеющее информационным ресурсом, может обойтись без многих традиционных ресурсов (угля, нефти, железной руды и т.п.) и уже по структуре экономики избегает большинства социально-экономических и экологических проблем, тяготеющих над нами сегодня. Не случайно весь мир поражен «японским чудом», когда национальная стратегия развития Японии с избытком компенсировала недостаточность в минерало-энергетических ресурсах развитием высоких технологий, что всего за несколько десятилетий вывело Японию в группу лидеров мировой экономики. Остается только искренне сочувствовать трудолюбивым японцам в связи с постигшей их техногенной катастрофой.

Тем самым в процессах создания искусственной среды общества существенную роль играет интеллектуальный потенциал, в первую очередь – эффективные методы проектирования.  Чтобы яснее представить сущность проектирования, представим его, исходя не из течения самого процесса, а из его результатов. Цепочка событий, связанных с принятием проектного решения, начинается с того, что формулируется проблема, отражающая пожелания заказчика (или вышестоящей организации), включает в себя разработку плана (проекта), производство, сбыт и потребление, а заканчивается влиянием созданного в результате принятого решения объекта или процесса на общество и мир в целом.  Таким образом, не рассматривая отдельные этапы процесса проектирования, можно с уверенностью утверждать, что общество (мир) после принятия каждого проектного решения и его практического осуществления становится иным, не таким, каким было до этого. Если принятое решение было удачным, оно вызвало именно такие изменения, на какие рассчитывал заказчик. Если же проектировщика постигла неудача (что случается довольно часто), то конечное влияние принятого решения на среду обитания и социум может быть весьма далеким как от ожиданий заказчика, так и от прогнозов самого проектировщика. И все же и в этом случае оно вызовет изменение того или иного характера. Таким образом, можно заключить, что цель проектирования – положить начало изменениям в окружающей человека среде, включая природные ресурсы и искусственную среду.

Из этого обобщающего определения ясно, что оно охватывает деятельность не только собственно менеджеров, но и конструкторов, архитекторов, экономистов, публицистов, ученых, политиков, всевозможных «движений протеста» и «групп поддержки» – всех тех, кто стремится осуществить изменения в форме и содержании изделий, рынков сбыта, городов, систем бытового обслуживания, общественного мнения, законов и т.п. В этом смысле каждый из перечисленных специалистов, как бы не имеющих отношения к проектированию, по сути, занимается проектированием, так как принимаемые им решения оказывают то или иное влияние на окружающую нас среду. Это действительно так, поскольку в нынешний век суперкоммуникаций управление переросло рамки «непознаваемого умения отдавать приказы и распоряжения», а стало интегральной деятельностью, которая строится на научной основе с эффективным использованием информационных технологий и информационных систем.

В свете этого трудно переоценить важность профессионального умения принимать грамотные проектные решения, последствия которых приводят к позитивному исходу, а не порождают новые проблемы, что, к сожалению, зачастую случается. Базовым методикам, технологиями и практическим навыкам решения сложных проблем и обучают нашей школе.

Игорь Бажин

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментировать