Проблема возраста

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

Проблема возрастаВ самом деле неизвестно, из чего мы исходим, определяя продолжительность нашей жизни. В том смысле – много или мало мы уже прожили или, вообще, как надолго мы планируем пребывание в этом мире. Какой срок мы считаем естественным? Многие, наверное, думают, что естественной является смерть в глубокой старости от истощения сил. И этот возраст определяют в качестве истинной продолжительности жизни – именно сквозь такую призму видится этим людям проблема возраста человека.

Однако такой взгляд имел бы право на существование, если бы эти люди владели бы секретами, уводящими их от миллионов случайностей, которым по самой природе вещей подвержен каждый из нас. Случайностей, которые реально могут прервать этот предписанный, по их мнению, срок пребывания в этом мире.

Еще в XYI веке М.Монтень отмечал, что обычно называемый естественным этот вид смерти – смерти от старости – является наиболее редким и наименее распространенным.  Именно только такую смерть почему-то называют естественной.  А разве неестественно для человека сломать при падении шею, или, например, погибнуть в автокатастрофе, или, наконец, утонуть в водовороте. Можно подумать, что тривиальная наша жизнь не ввергает нас в такие или подобные бедствия. И по сравнению с XYI веком ситуация в этом плане вряд ли улучшилась.

Итак, не следует обольщаться красивыми словами о естественности. Существенно точнее естественным считать наиболее распространенное, обычное, наконец, всеобщее. С этой точки зрения смерть от старости – уникальна, исключительна. Это, можно сказать, смерть редкая, необычная. Такой род смерти можно назвать исключительным даром, которым особо награждают какого-нибудь отдельного человека на протяжении огромного числа лет жизни человечества.

В связи с этим, можно считать, что  возраст (каким бы он ни был), достигнутый нами к каждому данному моменту жизни мы вправе рассматривать как рубеж, достигаемый лишь немногими. Поскольку часто людям не удается дойти до этого рубежа, можно считать, что нам удалось зайти весьма далеко. А раз так, раз мы пересекли «стандартные» границы, определяемые как подлинная мера продолжительности нашего существования, то не следует надеяться на то, что наш жизненный путь продлится. К этому рубежу нам удалось избежать стольких всегда подстерегающих человека случаев умереть, что должны признать достигнутое нами счастье «долгожительства» совершенно исключительным и не соблазняться мыслью, что оно продлится.

Реалии нашей действительности таковы, что подталкивают нас к этому ложному самообольщению. Так, например, существуют всевозможные возрастные ограничения на различные аспекты жизни человека: лишь с определенного возраста можно вступать в имущественные права, участвовать в выборах, занимать определённые должности государственного управления и т.д. А ведь далеко не всем людям в принципе удается дожить до этого «разрешительного порога» на полноценную жизнь – вот в таком неожиданном разрезе предстает перед нами проблема возраста.

Поэтому представляется, что мы не имеем серьезных оснований отправлять людей на «заслуженный отдых» раньше достижения ими пятидесяти пяти – шестидесяти лет. Можно полагать, что в интересах общества – обеспечить возможность как можно дольше исправлять последствия деяний на занимаемых нами должностях – это с одной стороны. С другой стороны – целесообразно открывать доступ к этим должностям раньше, ибо может оказаться, что у нас будет мало времени на исправление своих ошибок. Вспомним времена, когда полководцами становились в девятнадцать-двадцать лет. Такие примеры в принципе доказывают, что к этому возрасту, как правило, человек созревает в достаточной мере, и если до этого рубежа душа человеческая уверенно не проявила своих сил, то вряд ли это когда-либо свершится.

Анализируя судьбы великих людей, мы можем убедиться, что нередко существенная часть их жизни была прожита за счет славы, которую они снискали в молодости. В дальнейшем же, с возрастом, они оставались великими, но лишь в сравнении с окружающими, а не с самими собой – прежним. Здесь следует иметь в виду, что с возрастом дух и тело человека чаще всего больше утрачивают, чем приобретают. Нередко происходит движение не вперед, а назад. И хотя в норме с возрастом растут знание и опыт, но стойкость, подвижность, быстрота, и другие важные свойственные нам душевные качества слабеют и увядают. В одних случаях первым поддается старости тело, в других – душа. Есть немало примеров, когда первым ослабевал мозг – раньше, чем, например, печень или конечности. Именно поэтому следует в первую очередь задумываться не о возрастной границе освобождения нас от дел и обязанностей, а поразмыслить о том, как дать возможность пораньше допустить нас к этим делам.

Итак, рассматриваемая проблема возраста, особенности возрастных трансформаций человека, а также признание уникальной ситуацию дожития нами до нынешнего возрастного рубежа с неизбежностью приводят к мысли о необходимости стремиться успеть многое сделать не то что в отведенный нам срок (этого рубежа никто из нас не знает), а к этому моменту, к данному временному рубежу, до которого судьба нас довела. Ибо завтра этого времени может уже и не быть.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Проблема возраста: секреты вечной молодости

Комментировать