Знакомьтесь – нам вешают лапшу на уши научно!

Тэги: проблема, решение, проблем, технология решения проблем, практика решения проблем

Нелишне напомнить, что не за горами выборы: сначала в Государственную Думу, а затем – президентские. Попробуем понять, насколько каждый из нас готов к осознанному выбору, к ненавязанному волеизъявлению. Или снова каждый столкнется с проблемой: а из кого выбирать-то? Для этого полезно познакомиться с современными способами, приемами «околпачивания» электората. Ведь и правда – для большинства наших любимых избранников мы не народ, население, люди, а электорат, то есть средство удовлетворения их (избранников) непомерных политических амбиций и баснословных материальных аппетитов.

Попробуем во всем разобраться, чтобы потом не было «мучительно больно» за свой выбор, осуществленный как будто в пьяном бреду.

Заметим, что с развитием сегодня психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах, стала все больше трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних  (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного с целью модификации психических процессов, состояний и поведения человека.

В последние годы для решения задач воздействия на массовое сознание получили распространение разработки из сферы психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие. Сегодня политтехнологами используется набор приемов воздействия, основанных на психологии восприятия человека, среди которых:

«Метод фрагментации». Заключается в подаче информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому потребителю практически невозможно. Максимальным выражением метода фрагментации служит прием «белый шум» – снижение восприятия фактов подачей такого количества новостей, когда становится невозможным сделать их сортировку.

«Перенос неодобрения». Метод состоит в создании неодобрения определенных людей, действий или идей. Для этого демонстрируются те или иные группы лиц, высказывающие одобрение относительно данной идеи или действия, но эти лица принадлежат к элементам социума, имеющих низкое общественное доверие.

«Перенос негативного образа». Данный метод основан на проекции негативных качеств субъекта или объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, национальной, патриотической и т.д.) на другую личность или идею для того, чтобы дискредитировать их.

«Наклеивание ярлыков». Метод состоит в эксплуатации предрассудков и стереотипов целевых групп воздействия через «наклеивание ярлыка» на объект контрпропаганды.

«Ограниченное совпадение точек зрения». Метод заключается в том, что точка зрения, целиком поддерживаемая общественным мнением, не атакуется, даже если она не устраивает манипуляторов – работа ведется исподволь. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно «конвертируются» до приемлемых.

«Общественное неодобрение». Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий кандидата либо политического оппонента со стороны общественного мнения. Осуществляется подбором различных высказываний групп влияния, представителей различных слоев населения, целенаправленных социологических опросов и т.д.

«Имитационная дезинформация». Метод заключается во внесении изменений в пропаганду противника, которые придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ.

«Использование пугающих тем и сообщений». Пугающие темы и сообщения являются одними из самых  эффективных  средств воздействия на  целевую  аудиторию с  опорой на  крайние левые  координаты схемы,  приведенной  на  рисунке.  Здесь  типология эффектов массовой  коммуникации  представлена двухкоординатной  системой,  полюсами одной  оси которой являются  краткосрочные и  долгосрочные  эффекты,  полюсами  второй –  преднамеренные и  непреднамеренные  эффекты.

«Метод создания фактов». Заключается в    соединении действительных происходивших правдоподобных, действительных происходивших неправдоподобных и выдуманных правдоподобных фактов. Как только сомнения аудитории по поводу фактов второй категории будут развенчаны, она без колебаний поверит фактам третьей категории. При этом факты можно создавать в виде «псевдособытий».

«Псевдологические выводы или эффект Эдипа». Метод заключается в подборе фактов и умелом их комментировании – путем добавления или исключения некоторых малоизвестных фактов можно не только «выявить» несуществующую тенденцию, но и «запустить» ее в реальную общественную жизнь.

«Использование слухов». Основные особенности данного специфического типа коммуникации, определяющие его использование, –принципиальная анонимность и, как правило, «непересекаемость» тем слухов с темами СМИ.

«Дезинформация». Грубый, но эффективный прием манипуляции. Сила его в том, что дезинформация используется, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения, и когда становится известной правда – цель дезинформации уже будет достигнута.

«Утечка секретной информации». Утечки информации, якобы полученной из надежных, но «анонимных источников», организуются чаще для того, чтобы провести зондирование общественного мнения по тому или иному вопросу. В случае негативной реакции общественное мнение подвергается дополнительной обработке, чтобы подготовить его к определенной политической акции.

«Метод исторических аналогий» хорош, во-первых, интеллектуальностью, льстящей эрудированности аудитории, а во-вторых, тем, что в истории можно отыскать почти любой необходимый пример.

«Метод семантического манипулирования». Суть его в тщательном отборе слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации и таким образом влияющих на восприятие информации.

Наряду с описанными выше и другими многочисленными приемами формирования имиджа известны методы и техники, снижающие негативный коммуникационный эффект, из которых чаще всего в практике политико-социальной борьбы применяются следующие:

«Прямое опровержение». Метод состоит в прямом опровержении различных пунктов пропаганды соперника. Без дополнительных мероприятий этот метод редко бывает эффективен, что связано с психологическими особенностями восприятия человека, поскольку разрушить создавшийся стереотип значительно сложнее, чем создать новый.

«Игнорирование». Заключается в игнорировании тех или иных тем пропаганды противника. Основан на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху», приносит больший ущерб, по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени.

«Отвлечение» или «копченая селедка». Применяется для того, чтобы отвлечь внимание целевой аудитории от информации или темы противника с помощью другой информации, поданной в максимально сенсационной форме.

«Уменьшение значимости  темы». Метод основан на переносе акцентов на элементы темы, обладающие «меньшей негативностью», кратком затрагивании и «неупоминании» темы и т.д.

«Превентивная пропаганда». Применение метода состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, звучавшей у противника или конкурента, с измененными и смягченными компонентами или с элементами, уменьшающими доверие к теме, что приводит к снижению общего уровня доверия к любой информации, в том числе негативной.

«Ограничительные меры». Состоят в ограничении доступа аудитории к пропаганде, в нарушении работы «пропагандистского аппарата» конкурента, однако никогда не бывают полностью эффективными.

«Использование контрслухов». В качестве противодействия слухам одним из наиболее эффективных методов является использование соответствующих контрслухов.

Так что, когда кто-нибудь активно склоняет вас голосовать за того или иного кандидата, спросите себя: «А не дурак ли я, что внимаю этому «сладкоречивому»  без критического анализа?». И попробуйте определить, каким из перечисленных методов вам пытаются навесить лапшу на уши. Пусть эта статья послужит вам путеводителем в решении проблемы выбора.

Дарья Астрова

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментарии (3)

  1. Андрей:

    Читаешь эту информацию и задумываешься – может и не нужен здесь прогресс? Ведь обладая такими технологиями, чего доброго и историю под какого нибудь царька можно поменять…

  2. admin:

    Спасибо за вдумчивый комментарий. В том и опасность этих технологий. И здесь важно не «развешивать уши», а по всякой ситуации иметь трезвый ум и аналитический взгляд на события, в том числе и «фильтровать соловьиные трели» всяческих «обещателей» . Этим методам и технологиям обучают в нашей ШКОЛЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

  3. Keydrick:

    Kudos to you! I hadn’t tohhgut of that!

Комментировать