Проблемы упаковки информации

Тэги: проблема, решение, проблем, технология решения проблем, практика решения проблем

Одной из серьезных проблем информационного века является бурный, взрывообразный рост объемов информации, обрушивающейся на человека. Известно, что еще в середине прошлого века была замечена устойчивая тенденция удвоения каждые восемь лет объемов информации, относящейся к задачам проектирования. В наши дни эта тенденция не только не сгладилась, но со всей очевидностью, усугубилась. В последнее десятилетие рост объемов информации оценивается как ее удвоение за 20 месяцев. По мнению В.Бодякина, сегодняшний экспоненциальный рост объемов информации означает лишь то, что за это время происходит удвоение количества единиц информации, но не знания, и этот экспоненциальный рост вовсе не достижение, а беда информационных технологий. И действительно, на ранних стадиях внедрения компьютеров представлялось, что именно этот инструмент, в силу его способности «молниеносной» обработки информации, станет панацеей общества в преодолении многих проблем, связанных с хранением, переработкой и передачей информации. Однако реалии последних лет показывают, что именно в силу своего быстродействия компьютер грозит стать не помощником, а врагом человека, призванного принимать решения на основе полученной информации.

На любого сегодняшнего управленца компьютер обрушивает потоки неструктурированных данных, которые нельзя и информацией назвать в точном смысле этого слова. Как же преодолеть это противоречие – не уничтожать же компьютеры?! Конечно, нет, но на новом этапе развития общества, когда настоящий информационный взрыв является реальным вызовом нового века, необходимо осознать эту проблему и найти эффективные пути ее решения.

Вступив в информационную эпоху, человечество может или зайти в тупик, если объем информации превысит наши возможности по ее восприятию и обработке, или же сделает качественный скачок, если придет к экстрасенсорному восприятию информации – восприятию ее в образах, переводя речь и письмо на вспомогательный уровень.

В свете изложенного одной из серьезных задач информационного общества является развитие эффективных методов организации информационного пространства и «упаковки», концентрации информации. В качестве инструмента организации пространства сегодняшние информационные технологии предлагают базы данных и всевозможные СУБД, дающие возможность организовать информационные потоки (аналогично стеллажам хранилища книг в библиотеке) и осуществить, таким образом, первый уровень упаковки, свертки информации.

Следующим уровнем упаковки информации применительно к объектам и процессам событийного пространства (главным образом, объектов материальной природы) являются так называемые эконометрические модели (корреляционные зависимости), позволяющие математически описать статистически значимую связь каких-либо параметров объекта, представив в виде формулы информационный образ какого-либо определенного свойства объекта (например, зависимость объемов продаж от дальности перевозок продукции). Такая свертка информации способна одной формулой заменить огромную совокупность точек информационного пространства, описывающих определенный процесс событийного пространства и хранящихся, например, в базах данных в виде таблиц, отчетов, ведомостей и т.п.

Более высоким уровнем свертки информации для материальных объектов и процессов является операционная модель объекта или системы. Поскольку операционная математическая модель представляет собой агрегат алгоритмов, описывающих все основные свойства объекта, именно она является полноценным информационным образом этого объекта, позволяющим осуществить материальное воспроизводство этого объекта в событийном пространстве. Можно вместе с тем утверждать, что сегодня операционная математическая модель является высшим уровнем плотности упаковки информации применительно к объектам искусственной среды, по крайней мере, в классе математических моделей. В то же время имеются объективные трудности при создании математических моделей сложных систем и суперсистем с одной стороны из-за сложности их математического описания, с другой стороны – из-за проблем компьютерной обработки таких моделей. Последнее обстоятельство, правда, с развитием информационных технологий становится все менее значимым.

Но даже в этом случае, при достаточно достоверном и адекватном математическом описании объекта вопрос об однозначном материальном его воспроизведении на основе информационного образа остается открытым. Все определяется полнотой и степенью детализации информационного образа. Совершенно очевидно, что при описании (моделировании) объекта на макроуровне создаются объективные предпосылки неоднозначности воспроизведения, что порождается неопределенностью информации, неполнотой описания объекта, дающей определенную свободу действий при материализации информационного образа. Таким образом, по одной и той же модели могут быть получены различные материальные объекты.

Еще наглядней эта неоднозначность проявляется в объектах, информационные образы которых представлены не математическими моделями, а другими субстанциями. Так, например, обстоит дело с объектами архитектурного творчества. Продукт творчества архитектора – это информационный образ, который может быть реализован в событийном пространстве десятками различных способов: здесь и различные конкретные конструктивные исполнения заданного архитектурного решения (число конструктивных элементов, способ их сочленения), и разнообразные строительные и отделочные материалы, и использование тех или иных технологий строительства.

Как видим, даже в относительно простых случаях, относящихся к объектам искусственной среды, нельзя гарантировать статистически значимую однозначность воспроизводства материального объекта по его информационному образу.  Вместе с тем, если вернуться к рассмотрению упомянутых объектов архитектуры, то совершенно ясно, что несмотря на множество различий в конкретных воспроизводимых материально объектах, ни у кого не возникнет сомнений, что речь идет об одном и том же произведении архитектуры. Любой, рассматривающий в целом этот объект (или группу таких объектов), не усомнится в их идентичности в целом, на уровне замысла архитектора, независимо от того, что на уровне статистически значимых различий в материалах, технологии и т.п. такой идентичности нет. Таким образом, и в этих случаях, не являющихся уникальными явлениями, в полной мере действует сформулированный Юнгом принцип «синхронистичности», являющийся, как отмечает Юнг, «оценкой ситуации в целом».

Вот эта «оценка ситуации в целом» крайне важна как концептуальный признак возможного направления в поиске эффективных методов упаковки информации: для определенных уровней иерархических систем предоставлять информацию, упакованную по этому принципу, «в целом», обеспечивая с одной стороны, соблюдение принципа синхронистичности (и тем самым – адекватности), с другой стороны,  избавляя, например, топ-менеджмент от перегрузки деталями, актуальными на других, более низких уровнях принятия решений.

Игорь Бажин

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментарии (2)

  1. Виктор и Игорь:

    Согласен с автором статьи на 100%

  2. Charlee:

    Thanks for sraihng. Always good to find a real expert.

Комментировать