Мозг: неожиданный поворот к творчеству

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Мозг: поворот к творчеству

Сергей Семернин "Берег"

Изучая историю и фазы, которые проходил наш мозг в своем развитии, исследователи нередко обращаются к эпохе, когда нашу матушку-землю населяли неандертальцы. Эти наши пращуры вызывают повышенную симпатию учёных-археологов, которые характеризуют неандертальцев не только как умных людей, но и как умелых охотников и тонких знатоков окружающей природы. Они обладали прекрасными навыками изготовления орудий труда и в отыскании для этого необходимых материалов не гнушались отправиться иногда и за несколько километров от своего поселения. Отмечается высокий прагматизм неандертальцев: они всегда планировали свои действия, никогда по пустякам и на всяческие бессмыслицы не тратили силы и время.

Но вот один дефект имелся у этих умельцев-прагматиков: они были далеки от искусства, творчества, Сожаления по этому поводу американского археолога Николаса Конарда, очень уважительно относившегося к неандертальцам, выражены лаконично: «Вот только искусства они не создали». Общепринято, что прародителями искусств являются обитатели более близкой к нам эпохи – кроманьонцы, люди современного вида. Появление произведений искусства относят к периоду 40-30 тыс. лет до н.э., который учёные назвали астрономическим термином – «творческий Бинг бэнг (Большой взрыв)».

Здесь, конечно, не всё так однозначно, поскольку немалая часть учёных-археологов считает, что творения древними людьми создавались и раньше, до кроманьонцев. По их мнению, эти артефакты творчества просто-напросто не сохранились из-за нестойкости материалов (древесины, кожи). Но это предположения, а факты таковы, что в поселениях Центральной Европы археологи в раскопках находили непривычные для этого времени (более 40 тыс. лет до н.э.) находки. Это и украшения из зубов и костей животных, и удивительные по замыслу статуэтки различных животных (коней, быков, львов, медведей, леопардов), вырезанные из слоновой кости. По оценкам учёных 34-35 тыс. лет назад древними людьми из кости лебедя была изготовлена флейта (!), возраст найденной в пещере Южной Германии фигурки «человекольва» определяется в 31 тыс. лет, а возраст первых рисунков, обнаруженных на стенах пещеры во Франции (в общей сложности более 300 рисунков), по мнению учёных, составляет 27-31 тыс. лет.

Ничего похожего, относящегося к более ранним эпохам, не находили. Возникает вопрос: «Что же случилось, что древними людьми? Как из прагматичных и расчетливых неандертальцев кроманьонцы превратились в людей, способных бездумно заниматься «ничегонеделанием» – разве не так следовало называть их неукротимое стремление рисовать, вырезать фигурки, сочинять и исполнять мелодии?». Из всех существующих по этому поводу гипотез, пожалуй, самой экстравагантной является предложенная английским учёным С. Митеном: «Они сошли с ума!».

Здесь к месту будет сказать, что сам С.Митен весьма оригинально представляет себе мыслительный агрегат древнейшего человека – в виде как бы набора компьютерных файлов. Это файлы большого объема, хранящие немалые массивы нужной информации. Однако имелось ограничение – эта информация не могла перетекать из файла в файл. В данный конкретный момент человек мог использовать только какой-то один из этих файлов. Набор этих файлов С. Митен представлял таким образом:

  1. Социальный файл, отвечающий за общение с другими людьми.
  2. Лингвистический файл – это своего рода словарик, содержащий некоторые звуки и обеспечивающий их трактовку.
  3. Технический файл, где хранилась бесценная информация о способах изготовления и использования орудий труда, о приёмах добывания огня.
  4. Природный файл – здесь информация о повадках зверей, о пригодных для еды расте­ниях, о явлениях природы, о приметах погоды.

Всё было чётко и определенно, как вдруг на каком-то этапе мозг человека разумного испытал некий сдвиг. Как если бы этот внутренний «компьютер» человека был поражен неким вирусом. В результате вся информация получила возможность переходить свободно из «файла в файл» – и в башке нашего бедного пращура всё смешалось. Как в песне: «Всё стало вокруг голубым и зеленым» – взгляды и суждения приобрели поэтический оттенок. При присоединении социального  файла к природному в сознании человека вдруг стали живыми деревья и реки, и даже позднее, уже в средних веках, литературные произведения насыщены всевозможными русалками и наядами. Человека пронзила любовь к животным и птицам, как если бы это были его близкие, соплеменники. Сотрудничество (смешение) лингвистического и технического файлов привело к «беседам» человека с огнем, горевшим в его очаге.

Такой мозговой «вирусный взрыв» привёл к появлению у человека мечтаний, фантазий, породивших всевозможные мифы и ритуалы. Он приобрёл ощущение существования Бога. У него начало формироваться символическое мышление – он просто так, по сути, безо всякой цели ваял, вырезал, изображал что-то на стенах пещеры, на бивнях мамонта. Таким образом, с позиций своих современников человек постепенно приобретал образ сумасшедшего. Заметим, что именно он, этот сумасшедший, одержимый фантазиями, дерзкими мечтами и сногсшибательными идеями, и есть истинный предок современного человека – во всяком случае многих из современных людей.

Тайну такого переворота, который испытал мозг нашего предка, ученый-археолог Ричард Кляйн (Стэнфордский университет) объясняет самопроизвольной мутацией на генетическом уровне в ДНК человека разумного. И именно такая генетическая мутация принесла человечеству немалые выгоды, поскольку этот новоиспечённый мутант обеспечил потомству множество преимуществ, в первую очередь – выход из обыденности.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Мозг – хранилище интеллекта

Комментировать