Социальная эффективность местного самоуправления
Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России
Социальная эффективность местного самоуправления определяется успешностью выполнения главной задачи (миссии) органов местного самоуправления – удовлетворение потребностей граждан, проживающих на данной территории. Ясно, что эти потребности должны постоянно изучаться. Иначе в принципе невозможно говорить о социальной эффективности органов местного самоуправления – какая уж тут эффективность, если местная власть не знает, что заботит граждан, не отслеживает изменения их потребностей, не реагирует должным образом на заявления и жалобы населения. Именно постоянный мониторинг социальных процессов, анализ состояния и динамики массовых настроений, изучение общественного мнения в конечном счете обеспечивает обратную связь в муниципальном управлении. Эта постоянная обратная связь и служит основой оценки социальной (подчеркнём – именно социальной) эффективности деятельности органов местного самоуправления. Такой канал обратной связи позволяет изучать изменяющиеся потребности населения, оценивать степень удовлетворенности людей своей жизнью. В своевременном выявлении противоречий и их оперативном урегулировании и кроется высокая социальная эффективность местного самоуправления – успешная деятельность органов власти в муниципальном образовании.
Однако часто эта оценка (эффективно – неэффективно) остается на уровне общих слов. Это связано с объективными трудностями, определяемыми тем, оценка эффективности управления чаще всего рассматривается в экономическом аспекте. Это неудивительно, так как здесь и в прогнозировании, и планировании в основу положены экономические показатели, имеющие обычно четкие количественные выражения. Что касается социального аспекта, то он нередко находится в прямом противоречии с экономическим. Все социальные аспекты рассматриваются обычно как «нагрузка бюджета» – надо же, и термин какой бесчеловечный придуман! А социальная среда все больше и больше рассматривается как сфера чьего-то бизнеса. Граждане рассматриваются как легитимный инструмент перекачивания бюджетных средств в нужный карман («правильный» тендер, априорно выигранный конкурс).
Совершенно очевидно, что недопустима оценка эффективности управления исключительно экономическим компонентом, поскольку всегда есть (и всегда будут) в местном сообществе сферы деятельности, абсолютно необходимые для жизни людей, которые в принципе не имеют стоимостной оценки и не могут приносить доход. Именно в этих сферах деятельность органов местного самоуправления должна оцениваться в понятиях социальной эффективности. Это, например, здравоохранение, культура, образование, благоустройство территории, обеспечение безопасности жизни и др.
Очевидно, что здесь социальная эффективность местного самоуправления оценивается непросто. Эта сложность связана, в первую очередь, с тем, что, в отличие от всегда четко выражаемой количественно экономической эффективности, социальная эффективность обычно выражается в качественных показателях без внятных количественных измерителей. Особенно часто используются слова «хорошо», «плохо», «повышение», «создание условий» и т.п., со всей очевидностью подходящие лишь для субъективной «эмоциональной» оценки, а не для истинного определения социальной эффективности местного самоуправления.
Поэтому крайне важно, во-первых, осознание высокой значимости в деятельности органов местного самоуправления именно социальной эффективности различных направлений, и во-вторых, – разработка методики оценки социальной эффективности не только в местном самоуправлении, но и на уровне государственного управления.
Игорь Бажин
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему:
10.08.2011 в 10:46 пп
Umm, are you really just giving this info out for nothnig?