Социальная эффективность местного самоуправления: информационный ресурс

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

Социальная эффективность МСУ_информационный ресурсСовершенно очевидно, что в условиях осуществляемых в наши дни глубоких общественных трансформаций социальная эффективность местного самоуправления может оцениваться лишь на основе серьезного анализа процессов инновационного управления в территориальных муниципальных образованиях. Такой анализ в современной России требует осмысления  не только методов, технологий и процедур разработки и внедрения стратегических и тактических управленческих решений  органами регионального управления в преобразовании социума, но и особенностей сопровождения этой деятельности в информационной среде региона.

Налицо откровенные провалы и серьезные неудачи ряда социальных реформ последнего времени в России (пенсионная реформа, реформа ЖКХ, «монетизация льгот», внедрение новых отношений собственности в сфере землепользования и т.д.). Понятно, что эти неудачи в первую очередь определяются объективно низкими социальными результатами проводимых реформ. Однако есть еще один аспект деятельности власти,  существенно снижающий социальную эффективность местного самоуправления отсутствие эффективного информационного взаимодействия субъектов, проводящих реформы, с массовым и обыденным сознанием целевых групп общества.  Сегодня ситуация такова, что значительная часть социальных трансформаций, осуществленных в России со времени гибели Советского Союза, воспринимается рядовыми гражданами как сокращение их жизненно важных ресурсов. Эти реформы оцениваются населением как  принудительное воздействие «власть имущих», навязывающее чуждые ценности и нормы. Иными словами – как необоснованно возникающие угрожающие социальные ограничения. Такое положение вещей,  естественно, не добавляет доверия граждан к власти.  А это с неизбежностью приводит к отторжению обществом любых попыток реформирования и прямому блокированию модернизации социально-экономической системы государства.

Между тем, в условиях информационного общества социальная эффективность местного самоуправления может быть существенно повышена путем использования информационного ресурса. Сегодня в обойме управленческих механизмов органов государственного и муниципального управления появился новый эффективный инструмент – коммуникативные технологии убеждения, ведущие к публичной согласованности интересов всех общественных групп.  Безусловно, нельзя не согласиться с известным тезисом о том, что убеждение в определенном смысле ограничивает свободу мысли и мировоззрения гражданина. С нашей точки зрения, новое качество данного подхода состоит в том, что, реализуя информационные механизмы, властные структуры не ставят задачу добиваться полной управляемости обществом, независимо от желаний и воли составляющих его граждан. Сегодня задача должна формулироваться  иначе: выявить потребности  людей (существующие или скрытые) и показать через информационную среду, каковы в результате осуществляемых властью социальных инноваций новые возможности реализации этих потребностей.

Одним из наглядных примеров использования механизмов такого рода является недавнее введение дополнительного личного досмотра граждан (вплоть до содержимого обуви) практически во всех аэропортах мира, в том числе и в России. Такое жесткое социальное ограничение удалось достаточно быстро ввести на вполне ясном основании – каждый пассажир любого самолета испытывает острейшую потребность в безопасности. Убеждение же массового сознания в необходимости применения столь уникальных мер было направлено через информационную среду на все группы общества, а не только на пассажиров в аэропортах, что и позволило создать и закрепить новую социальную норму практически во всех странах мира.  Однако законы коммуникативного взаимодействия с массовым сознанием в условиях информационного общества таковы, что напоминание о положительных результатах введения новой нормы  еще долгое время должно  присутствовать в информационной среде в форме разнообразных информационных поводов, гармонизируя достигнутое согласие всех связанных с этой сферой групп общества.

Информационные механизмы согласованности социальных реформ предполагают выработку лояльного отношения-мнения целевых групп общественности к происходящим изменениям через взаимодействие коммуникатора со всеми уровнями общественного сознания – мифологическим, массовым, обыденным. Из этого следует, что задуманная стратегия социальных реформ, во-первых, должна носить долговременный характер, создавая информационный каркас среднесрочных и отдаленных перспектив развития страны, региона, муниципального образования, быть согласованной на всех уровнях государственного и муниципального управления (в отличие, например, от затянувшейся неопределенной ситуации с внедрением «Закона об основах местного самоуправления в РФ» №131 в части делегирования полномочий или бюджетной обеспеченности деятельности органов местного самоуправления). Во-вторых, цели реформирования должны стать понятными если не всему населению территории, то, по крайней мере, тем целевым группам, интересы которых данная реформа непосредственно затрагивает или создает новые нормы социальных отношений. В-третьих, процесс непосредственного внедрения реформ на уровне непосредственного взаимодействия субъекта реформ с обществом технологически должен стать минимально болезненным. В-четвертых, результаты намеченных преобразований, анализ достижений и промахов требуют режима публичного диалога.

В свете информационного сопровождения инновационной деятельности органов регионального управления это означает, что на первый план выходят технологии позиционирования в массовом сознании населения  новых фактов,  явлений, событий, связанных с инновационной управленческой деятельностью власти на всех этапах реформирования: этап планирования, этап реализации,  этап анализа.

В сегодняшних российских условиях социальных трансформаций, по некоторым оценкам социологов, «активные/нейтральные/оппозиционные» имеют соотношение 10/20/70. Очевидно, что такое состояние общественного сознания не позволяет даже теоретически ставить вопрос «о всенародной любви» к институтам власти, несмотря на высокие рейтинги доверия к отдельным политическим лидерам страны. Тем не менее, многие должностные лица органов власти ставят такую задачу перед пресс-службами, не понимая, что сегодня требуется выполнение иной задачи – быть понятным и предсказуемым (а не обязательно любимым) населению в своих решениях и действиях.

Еще раз подчеркнем мысль о том, что любая реформа ведет к новым социальным отношениям, проявляющимся в деятельности людей, в их следованию новым нормам и социальным ограничениям вплоть до включения социальных инноваций в традиционную культуру общества. Известно, что любая деятельность не существует без мотива, а мотив, в свою очередь, неотделим от потребности. Следовательно, информационные механизмы на всех этапах реформы следует нацеливать на убеждение общественного сознания в возможности удовлетворения имеющихся или формирующихся, проявленных или непроявленных, потребностей граждан в результате появления новых социальных норм.

Только в этом случае «нейтральные» группы могут переместиться в «активные», а «оппозиционные» смягчить свое отношение к действиям власти до нейтрального. Более того, система «потребность + информационное сопровождение» способна давать не арифметические, а синергические результаты, не только формируя «отношение» населения к органам регионального управления, но и вызывая активную действенную поддержку тех или иных мероприятий власти.

Указанный путь и есть дополнительный информационный ресурс, при использовании которого социальная эффективность муниципального управления в современных условиях может приобрести новое звучание. Доступ к этому информационному ресурсу требуют от муниципальной власти более широкого подхода к использованию информационных механизмов, чем плановое сопровождение собственно мероприятий реформирования.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Социальная эффективность местного самоуправления
  2. Пути решения проблем местного самоуправления
  3. Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
  4. Руководитель школы

Комментарии (2)

  1. microTweetDeck:

    Класс)мне понра)особенно!

  2. deNotRei:

    Великолепная подача! Все, у кого есть дополнительная инфа – велком в icq 56724045два.

Комментировать