Нам уравниловки не нужно – платите за достойный труд!

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, проблемы развития России, проблемы перспективы развития

Достаточно давней проблемой является слабая объективизация оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, что в современных условиях восходит на уровень проблемы развития России, по крайней мере, в части развития образования. Отсутствие объективной оценки труда преподавателей зачастую приводит к  «уравниловке», снижающей их творческую активность, а с другой стороны – является основой протекционизма, «фаворитизма» и других «измов».  В Российской Федерации с 2009 г. внедрена новая система оплаты труда преподавателей, в которой структура заработной платы содержит два компонента: базовая часть зарплаты, определяемая ставкой, и стимулирующая надбавка, определяемая уровнем квалификации, стажем, интенсивностью труда, качеством и результативностью работы. Нормативных документов, определяющих каждый из компонентов стимулирующей надбавки, не существует; эта надбавка определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно с использованием средств из внебюджетных источников.

Мною предложена методика, позволяющая объективизировать оценку эффективности деятельности преподавательского труда, что с одной стороны стимулирует творческую активность преподавателя, а с другой – создает нормальную психологическую атмосферу в преподавательском коллективе, поскольку здесь все прозрачно, нецелесообразными становятся «подковерные игры», «облизывание начальника» и т.п.
Дополнительное вознаграждение (стимулирующая надбавка к заработной плате)  предназначено для  материального стимулирования профессорско-преподавательского состава с целью повышения качества преподавания, интенсификации разработки и совершенствования учебно-методического комплекса, внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий.

По предложенной методике сумма вознаграждения каждого преподавателя определяется количеством и качеством его труда и рассчитывается с использованием  коэффициента трудового вклада в соответствии со следующей зависимостью

Bi = C*(Ki / ?Ki )                                             (1)

Bi – вознаграждение i-го преподавателя;

C – сумма средств, выделенных на дополнительное вознаграждение (стимулирующие надбавки)  профессорско-преподавательского состава;

Ki – коэффициент трудового вклада i- го преподавателя; суммирование от 1 до m, m – число преподавателей.

Коэффициент трудового вклада Ki для каждого преподавателя определяется группой коэффициентов, отражающих уровень квалификации преподавателя, стаж его научно-педагогической работы, интенсивность труда, качество работы, результативность деятельности при безусловном выполнении плановой учебной нагрузки.

Ki = k1*k2*k3*k4*k5*k6*k7*k8*k9*k10*k11*k12*k13*k14*k15*k16*k17*k18*k19

Для каждого из 19 коэффициентов ki в предлагаемой методике приведены соответствующие расчетные формулы, использующие данные объективных показателей деятельности каждого конкретного преподавателя.

Так, например, коэффициент k5, учитывающий интенсивность труда, связанную со структурой учебной нагрузки (доля аудиторных часов), определяется формулой  k5 = 1 + Наф / Нп, где Наф – фактическое число часов аудиторной нагрузки данного преподавателя; Нп – плановая учебная нагрузка преподавателя в соответствии с  индивидуальным планом, а коэффициент k15, учитывающий новые учебно-методические разработки вычисляется так: k15 = 1 + Рн / Рк, где Рн – новые учебно-методические разработки данного преподавателя за соответствующий период времени;  Рк – общее число учебно-методических разработок кафедры за тот же период времени.

И хотя сказано, что нельзя «поверить алгеброй гармонию», все же при внедрении такой системы стимулирования можно надеяться  на существенное повышение творческой активности преподавателей. Ибо давно известно, что существующая и поныне субъективная оценка преподавательского труда не обеспечивает в полной мере стремление преподавателей к профессиональному развитию.

Игорь Бажин

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Комментарии (1)

  1. Dany:

    Haha. I woke up down today. You?ve ceheerd me up!

Комментировать