Как написать диссертацию: кому выгоден ажиотаж?

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Как написать диссертацию: кому выгоден ажиотаж?

как написать диссертацию: диплом кандидатаС некоторых недавних пор люди, задумывавшиеся над вопросом «как написать диссертацию», стали задавать себе и окружающим другой вопрос: «А нужно ли вообще затеваться с диссертацией?». Такая перемена связана со вспыхнувшей в Интернете и распространяющейся «со скоростью света» новостью (а точнее сказать – очередной чиновничьей «уткой») о том, что якобы в России отменяется институт кандидатов наук, что, дескать, отечественная наука не нуждается больше в кандидатской степени и должна как можно скорее отрешиться от этой «скверны», мешающей нам попасть в нежные объятия «суперпередовой» западной науки.

Ажиотаж достиг таких пределов, что буквально неделю назад один мой добрый знакомый обеспокоился – следует ли его дочери, которой в сентябре следующего года предстоит защищать кандидатскую диссертацию, продолжать работу. Или быть может плюнуть на всю эту «предзащитную бодягу» и заняться чем-либо более перспективным, например, стать экстрасенсом (это, наконец, более модно!).

Начало этому нездоровому ажиотажу положила появившаяся в ноябре 2011 года в газете «Известия» заметка с названием как раз впору для желтой прессы: «Минобрнауки отменяет кандидатов наук». Вот прямо так и отменяет! Бойкий журналист-щелкопер, ссылаясь на высокопоставленного чиновника Министерства образования и науки – директора департамента научных и научно-педагогических кадров министерства Елены Нечаевой,  - накропал, что, желая «форсировать переход России к европейской системе присвоения научных званий», Минобрнауки планирует в ближайшие два года упразднить кандидатские диссертационные советы.

Прошу обратить внимание на то, что в этой реплике перепутано кислое с пресным.  «Форсаж» перехода России «к европейской системе присвоения научных званий», действительно, должен предусматривать упразднение кандидатских степеней поскольку в западных системах научной квалификации имеет место одноранговая шкала: нет, как у нас, кандидата и доктора наук,  а любой, сподобившийся защитить хоть какую-нибудь диссертацию, сразу становится доктором наук. Да и само понятие «доктор наук» носит там несколько иной смысл.

Не могу удержаться, чтобы не съязвить по поводу использованной терминологии: нет такого понятия «научное звание», а есть или «ученая степень» (кандидат и доктор наук), или «ученое звание» (доцент и профессор), и кто тут напутал – малограмотный чиновник или абсолютно некомпетентный журналист – остается тайной.

Но, заметьте, сказавши «а» по поводу «перехода России к европейской системе присвоения научных званий», чиновник в интерпретации журналиста не сказал «б», а почему-то перешел к «в», не имеющему отношения ни к «а», ни к «б» (так и хочется сказать: «Да вы, ребята, – ни «бэ», ни «мэ», ни кукареку!»). Заметьте, Елена Нечаева (в изложении пачкуна бумаги из «Известий») из посыла о переходе к европейским стандартам «остепенения» заключает необходимость ликвидации кандидатских диссертационных советов. То есть упразднения не степеней, а советов, причем только кандидатских советов. При этом ни звука о ликвидации кандидатских степеней, что должно предшествовать упразднению кандидатских советов (которые при отсутствии института «кандидатства»  аннулируются автоматически за их ненадобностью). Сама же по себе ликвидация кандидатских советов практически никак не связана с упразднением ученой степени кандидата наук,  поскольку кандидатские диссертации, как известно, могут защищаться и в докторских советах, упразднением которых нас, слава Богу, пока не пугают.

Борзописцы «Известий» ассоциируют порядок присуждения ученых степеней с так называемым «Болонским процессом», к которому, как известно, Россия присоединилась в 2003 году. Но при этом эти бойкие ребята-журналисты не разобрались, что этот самый пресловутый «Болонский процесс» регламентирует в первую очередь высшее образование, а не послевузовскую подготовку кадров высшей научной квалификации.

Дальше – больше. В той же публикации «Известий» к усилению позиций привлекли высокопоставленного чиновника – замминистра образования и науки РФ Сергея Иванца. Если верить журналистам этот «апостол» образования и науки заявил, что «толчком к реформе послужил естественный процесс, обусловленный принятием нового закона о высшем послевузовском образовании в РФ (Ф3-426). Этот закон и предусматривает новую шкалу ученых степеней».  Любой мало-мальски грамотный человек, зайдя на официальный сайт Минобрнауки, легко обнаружит, что такого закона не существует в природе.  А Федеральный Закон №426 называется «О внесении изменений в статью 11 Федерального Закона «О высшем и послевузовском образовании», и эти поправки касаются сроков обучения в программах послевузовского образования (как видите, ничего общего с учеными степенями).
Что же касается ученых степеней, то, тем, кто задался вопросом «как написать диссертацию», рекомендуется внимательней читать действующий, как и прежде,  Закон «О высшем и послевузовском образовании», где пункт 5 статьи 7 гласит: «Гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) или докторантуре и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук)». Как видим, прежняя шкала ученых степеней в России сохраняется, и ничего другого пока в природе не существует.
Но возникает естественный вопрос: «А кому и зачем нужно посеять этот ажиотаж и внедрить в головы соискателей, аспирантов и всех, тяготеющих к науке людей, этот маловнятный бред?». Неужели  чиновник столь высокого ранга, каковым является замминистра,  не знает законодательства в сфере образования и науки и вводит  в заблуждение широкую аудиторию, вольно трактуя отдельные его положения? Или «грамотеи-журналисты» наделили чиновника ссылками на несуществующий Закон?
Что касается моего мнения по этому вопросу, то я совершенно убежден, что это не что иное, как продолжение целенаправленных действий нашего «славного» министра образования и науки г-на А. Фурсенко. Действий на разрушение, уничтожение и отечественного образования (достаточно упомянуть последовательное нивелирование высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава подменой его всевозможными «модераторами», «тьюторами», «фасилитаторами»), и отечественной науки, основу которой составляет существующая система аттестации научных кадров высшей квалификации.

И публикация в «Известиях» – это «пробный шар», попытка взбудоражить научную общественность пустой «уткой», отвлекающей общество от реальных проблем науки в современной России – низкой зарплате ученых, падении престижа научных исследований, невостребованности специалистов.

Кроме того, эта «газетная утка» снова всколыхнула (и это сделано сознательно) всяческий околонаучный и околообразовательный «мусор» – «менеджеров от образования», тех же «модераторов», всяческих самопровозглашенных «консультантов», которые еще в 90-е годы пытались свести на нет отечественный институт ученых степеней, объявляя кандидатов и докторов наук «отрыжкой прошлого». Теперь они, цинично считающие образование и науку оптовым рынком, а знание – товаром, который надо успеть как можно выгоднее продать (не особо заботясь о качестве), подстегнутые тонкой провокацией Минобрнауки, активно комментируют эту публикацию в «Известиях». Комментируют как передовую новацию г-на А.Фурсенко, мечтая теперь тем или иным способом нажиться и на разрушении научной школы страны.

Единственная возможность противостоять этому разрушению – это не поддаваться на эти провокации, а каждому, кому не чужд интерес к  науке, всерьез задуматься, как написать диссертацию, опираясь на действующее законодательство в сфере присуждения ученых степеней.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Пишем диссертацию: сбор информации
  2. Пишем диссертацию: с чего начать
  3. Руководитель школы
  4. Пути решения проблем мифа о ВАК-статьях
  5. Можно ли снять диссертацию с защиты?
  6. Пишем диссертацию

Комментарии (1)

  1. Прохор Иванович:

    Ажиотаж связан с завистью тех, кто не участвовал или не смог утешить свои амбиции и стать кандидатом или доктором наук, которых, действительно, не всех вправе считать учеными – некоторые купили свои диссертации. Но ведь и степени бакалавров и магистров также могут покупаться, даже не посещая занятия. ЗАВИСТЬ и ОТСУТСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА (а национальная система степеней, отличная от западной, именно таким достоинством и обладала бы всегда) мешают недозрелым лицам без степеней совершать злоумышленные поступки против тех, кто кроме своих степеней и званий в РОССИИ С приходом таких реформаторов НЕ ПОЛУЧИЛ БОЛЬШЕ НИЧЕГО. Совесть не продается, а вот скупость, нечестность и зависть бесконечно тиражируются. Нечем ведь более важным заняться.
    ПРЕДЛАГАЕМ ВСЕХ, КТО НАРУШАЕТ ПРАВА ДОКТОРОВ И КАНДИДАТОВ НАУК, ПРЕДСТАВЛЯТЬ К УВОЛЬНЕНИЮ ЗА ИХ ПРОКАЗЫ.

Комментировать