Социальная эффективность местного самоуправления: результаты исследований

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Социальная эффективность местного самоуправления: результаты исследований

Социальная эффективность местного самоуправленияВ предыдущей статье было показано, что социальная эффективность местного самоуправления тесно связана с соответствием управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих структуре компонентов этапов разработки управленческих решений.   Для определения наличия знаний и навыков по реализации в практике управления описанной пятиэтапной модели разработки управленческих решений, действующие управленцы, обучавшиеся в Институте повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в процессе обучения были подвергнуты соответствующим испытаниям. Эти испытания проводились по специальной технологии при работе слушателей в малых группах-командах.

Итоговые результаты проведенных исследований представлены в таблице.  Здесь в ячейках матрицы представлена доля испытуемых (по категориям служащих), в целом грамотно справлявшихся с соответствующим этапом технологии разработки управленческих решений. Заметим, что в таблице представлены результаты исследований по наиболее многочисленным категориям слушателей.

Доля слушателей (в %), грамотно разрабатывающих этапы управленческих решений

Категории слушателей

Этап 1

Этап 2 Этап 3 Этап 4

Этап 5

Государственные гражданские служащие федеральных органов власти

56

43

54

87

67

Государственные гражданские служащие субъектов РФ, в том числе:
  • директора  департаментов, председат. комиссий, начальники отделов (или заместит.)

45

37

47

76

56

  • специалисты

34

32

43

65

44

Муниципальные служащие, в том числе:
  • главы (зам.) городcких администраций

37

41

35

62

38

  • руков.отделов (зам.) гор. администр.

39

46

43

71

42

  • специалисты городских администраций

33

39

39

55

37

  • главы ( зам.) районных администраций

31

29

27

47

34

  • руков. отделов (зам.) районных админ.

33

31

28

49

37

  • управ.делами районных администр.

33

37

37

55

35

  • специалисты районных администраций

29

31

28

41

29

  • главы (зам.) сельских администраций

24

22

23

36

32

  • специалисты сельских администраций

22

19

20

33

29

Этап 1. Выявление проблемы и постановка цели с определением количественных критериев достижения результата

Здесь управленцы испытывают затруднения в четком формулировании проблемы как неудовлетворительного состояния системы по отношению к вызовам внешней среды – часто неопределенные формулировки в принципе не отражают существа проблемы (например, «демографический вопрос» – в чем, собственно проблема?). Кроме того, проблема часто описывается вне системной связи с другими, примыкающими к ней проблемами, не устанавливаются межпроблемные связи, не оценивается значимость связей по отношению к ожидаемому результату, не выделяются существенные связи.

Еще в большей степени трудности возникают при формулировании цели (целей), направленной на  решение проблемы. Чаще всего цель не формулируется как достигаемый конкретный результат,  обеспечивающий решение (устранение) проблемы  и перевод системы в требуемое (удовлетворительное)  состояние. Какая уж тут социальная эффективность местного самоуправления, если цели толком не сформулированы.

Хуже всего на этом этапе управленцы справляются с определением количественных критериев оценки результата решения – измерителя, позволяющего оценить степень достижения желаемого результата.  Даже в тех случаях, когда цель формулируется достаточно четко, установление требуемых критериев вызывает у действующих управленцев серьезные затруднения.

Этап 2. Сбор всесторонней информации, выявление ограничений и условий эффективного решения

Этот этап нередко для слушателей являлся настоящим открытием, так как в структуре их деятельности такой всесторонний, системный анализ информации, относящейся к проблеме, практически не проводится. Нередко у испытуемых возникали затруднения даже в определении спектра источников, где могла бы содержаться интересующая их информация.

Трудности также возникают в выявлении условий, способствующих эффективному решению проблемы, а также в определении основных препятствий в достижении цели, в установлении причин нежелательных явлений, в анализе реально существующих ресурсов во всем их спектре.

Этап 3. Разработка альтернатив решений и выбор оптимального решения

Здесь самым слабым местом является отыскание альтернатив, что в полной мере отражает существующую практику безальтернативного принятия управленческих решений. Большая часть слушателей-управленцев пребывает в плену стереотипов, когда выбирается вариант решения, хорошо известный и привычный. Три альтернативы (это минимум, определяемый алгоритмом деловой игры) отыскивались с трудом, при этом часть из предлагаемых альтернатив в принципе не относилась к решению обсуждаемой проблемы.

Этап 4. Организация выполнения принятого решения

Этот этап, содержащий в качестве компонентов разработку программ реализации решения, согласование и утверждение программ, разработку планов, доведение задач до исполнителей, осуществляется управленцами более успешно, чем описанные выше. Это связано с тем, что именно этот этап в значительной мере отражает их привычные действия в реальной практике. Но и здесь имеют место типичные ошибки: программы слабо структурированы, не в полной мере отражают реализацию выбранной альтернативы решения, слабо представлен компонент «доведение задач до исполнителей». Кроме того, в этот этап включают материал, в принципе относящийся к 3 этапу – генерирование альтернатив.

Этап 5. Контроль выполнения решения в соответствии с критериями достижения результата

Действия на этапе контроля большинство слушателей осуществляют формально, не отражая основные компоненты (установление стандартов, измерение, сравнение, коррекция). Принципиальной ошибкой является то, что контроль в подавляющем большинстве случаев проводится лишь на уровне исполнения (то есть этапа 4), в то время как грамотный контроль должен осуществляться в первую очередь на уровне оценки степени достижения цели в соответствии с установленными критериями (то есть этапа 1).

Необходимо также в целом отметить, что немалая часть исследованных управленцев не умеют структурировать разработку, принятие, внедрение управленческих решений, а также контроль их исполнения. Содержание этапов нередко размывается, материалы различных этапов пересекаются, смещаются. Так что желанная социальная эффективность местного самоуправления отодвигается до лучших времен, когда удастся научить управленцев всех уровней и рангов грамотно разрабатывать управленческие решения.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Социальная эффективность местного самоуправления: технологии и инструменты
  2. Социальная эффективность местного самоуправления
  3. Социальная эффективность местного самоуправления: информационный ресурс
  4. Социальная эффективность местного самоуправления: успех определяют люди
  5. Социальная эффективность местного самоуправления: мораль и нравственность
  6. Социальная эффективность муниципального управления развитием городов

Комментировать