Социальная эффективность муниципального управления развитием городов
Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России
В связи с проблемами, возникающими в современных российских городах, социальная эффективность муниципального управления развитием городов выходят на первый план в социологических исследованиях. Совершенно очевидна связь состояния и развития города с уровнем социальной эффективности управления городом. При этом социальную эффективность управления следует понимать так, что основные результаты деятельности муниципальной власти соответствуют социальным ожиданиям людей. Поэтому в основе управленческо-методологической концепции муниципального управления должен лежать учет субъектной стороны жизнедеятельности социума при принятии управленческих решений. То есть потребности, интересы горожан и пробуждение их сознания – вот что является базой современной концепции управления городом.
А это означает, что особое значение приобретает четкое представление об отношении людей к жизнедеятельности города, а не только статистическая информация о состоянии городского хозяйства и тенденциях его развития. Вот на такую комплексную социальную диагностику, позволяющую подвергнуть объективному анализу информацию о жизнедеятельности городского социума, и направлены социологические исследования. Результаты таких исследований дают возможность оптимизировать управление городом, создать модель управления, адекватную современным потребностям социального городского развития.
Проведенные к настоящему времени социологические исследования в двух основных направлениях отражают реальную социальную практику взаимодействия органов местного самоуправления с жителями. Это, во-первых, незначительное число обращений населения в органы власти (что отражает низкий уровень доверия к ним населения), а во-вторых – низкая оценка их деятельности в решении проблем, по поводу которых граждане обращались к власти.
Отсюда следует, что в основе управления социально-экономическим развитием города, в первую очередь, должны лежать не экономические показатели, а «субъективные» оценки,
отражающие мнение населения. В свете реформы (содержащие планы, рекомендации и т.д.) не должны быть продуктом «чистой» науки (содержащей блестящие умозрительные схемы). При реализации этих реформ совершенно необходимо анализировать готовность населения платить определенную «социальную цену» за эти трансформации. Реальным инструментом открытости муниципальных планов развития является степень вовлеченности в этот процесс местного сообщества, оценка общественного мнения. К этому необходимо присовокупить механизмы, направленные на повышение степени доверия населения к органам власти – это необходимое условие истинно социального взаимодействия власти и населения.
Сегодня в России имеется нормативная база для общей оценки эффективности деятельности органов власти муниципальных районов и городских округов. И хотя, как и ранее, преобладают статистические показатели, однако уже требуется измерять и социологические параметры – это, например, удовлетворенность населения в сфере образования, здравоохранения, культуры. Поскольку этих показателей явно недостаточно, социологи не продолжают попытки внедрения в практику параметров для измерения социальной эффективности муниципального управления. Основной тезис этих попыток состоит в том, что изучение городской среды, ее моделирование неосновательно без учета представлений об этой среде, имеющихся в сознании обитателей этой среды, без учета их субъективных мнений. И это совершенно справедливо, так как, в конечном счете, ключевыми факторами среообразования являются не санитарно-гигиенические, географические, социально-экономические и т.д. Ключевыми являются симпатии, субъективные оценки - они то и составляют дух социальной жизни муниципального образования.
Как позитивный фактор движения в этом направлении, оставляющий надежду, что социальная эффективность муниципального управления развитием городов получит достойную оценку, следует отметить то обстоятельство, что в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 опрос граждан муниципального образования закреплен как форма участия населения в местном самоуправлении. То есть здесь заложена солидная правовая база. Заметим, однако, что социологические исследования выявляют, что реально в муниципальных образованиях опрос населения проводится крайне нерегулярно.
Игорь Бажин
Обратная связь
Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему:
05.08.2011 в 11:18 пп
Я, хоть и не постоянный читатель, но всё же выскажусь. На ваш сайт попал случайно. Однако узнал много чего нового и интересного. Так что, как говорится, АФФТАР ПЕШИ ИСЧО!