Социальная эффективность местного самоуправления: успех определяют люди

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Социальная эффективность местного самоуправления: успех определяют люди

цветы_ЯмалаСколько бы мы не теоретизировали, обыгрывая слова «социальная эффективность местного самоуправления», без практических результатов это может напоминать известное изречение: «Главное – прокукарекать, а там хоть и не рассветай!».  А вот эти практические результаты обеспечивают вполне конкретные люди,  честно и добросовестно исполняющие свой гражданский и служебный долг. Как бы, на первый взгляд, банально и напыщенно ни звучали эти слова, в них, как говорится, содержится «сермяжная правда».

В этом довелось в очередной раз убедиться при недавнем посещении замечательного и сурового края – Ямало-Ненецкого автономного округа, легендарного Ямала. Десант из преподавателей Волго-Вятской академии государственной службы (г. Нижний Новгород) «занесло» в Ямальский район (со «столичным» поселком Яр-Сале) с целью проведения консультаций для обучающихся в академии слушателей – управленцев различных рангов из ямальской системы образования. Это руководители департамента образования Ямальского района, директора и их замы из различных школ, интернатов и детских домов, разбросанных по бескрайней ямальской земле.

То, что мы увидели, превзошло все ожидания, приятно поразило фантастическими результатами деятельности приверженцев высокой миссии развития образования, результатами, в которых в полной мере отражена социальная эффективность местного самоуправления в истинном, исконном смысле этих слов. Прежде всего, заметим, что при населении Яр-Сале, немного превышающем 4 000 человек, местная школа обучает 1200 школьников – это же четверть всего населения! То есть школа является не то что, как принято говорить, «градообразующим фактором», а просто-таки  в полном смысле этого слова – «жизнеобразующей структурой»! И эта структура соответствует по площадям, оснащению и прочему обеспечению самым современным требованиям российских образовательных стандартов – безо всяких скидок и натяжек!

Не станем уж говорить, что школа оснащена надежным интернетом, имеет десятки классов (в том числе специализированных), оснащенных современными компьютерами, но в подавляющем большинстве классов имеются интерактивные доски – это одно из последних достижений образовательных технологий. При этом учителя уверенно говорят, что в ближайшее время такими досками будут укомплектованы все «обиженные» сегодня учебные помещения. А многие ли школы центральных районов России могут похвастаться хотя бы одной такой доской?

А какие там лаборатории производственного обучения  – токарные, слесарные и столярные для мальчиков, пошивочные мастерские и комнаты рукоделия – для девочек! Мальчишкам, естественно, больше всего нравится токарный станок, но поработать на нем – это нужно заслужить прилежным трудом. Заметим, что 70%  обучающихся и воспитанников интерната – это коренное население, ненцы, то есть детишки, летом каслающие (каслание – это перемещение по маршрутам выпаса оленей) с родителями в тундре. К началу же учебного года всех этих мал-мала-меньше «каслальщиков» (в семьях коренных ненцев до 10-12 детей) собирают по тундре на вертолетах и доставляют в поселки, где они «в тепле и сытости» будут обучаться до следующего своего летнего каслания.

Насчет «тепла и сытости» – это не пустые слова. Нижегородскому преподавательскому «десанту» на протяжении почти недели довелось кормиться «из котла» воспитанников интерната. Я вам доложу – это кухня самой высокой марки. Думаю, многим ресторанам (не говоря уже о «забегаловках» фастфуд) следовало бы поучиться у этих «мастеров школьного кормления». Сравнивая систему питания школьников в нижегородских школах с этим «яр-салинским чудом», хочется сказать нижегородским властным и другим структурам, с этим связанным: «Ребята, воровать нужно меньше!».

Поразительно, как бережно относятся здесь к традициям коренного населения. Вот один лишь фактор. Поскольку детишки, живя с родителями в тундре, в соответствии с традициями ненцев едят в том числе и сырое оленье мясо, в интернатах в определённые дни недели в рацион также включает сырую оленину.

А как ухожен поселок Яр-Сале! Яркими солнечными красками (солнечного же света реально мало) сверкают новые строения – это в основном, дошкольные и школьные учреждения, предприятия жизнеобеспечивающей инфраструктуры. На этом фоне весьма скромно выглядят здания административной инфраструктуры, включая и департамент образования. Ну да, цели же здесь – не самоутвердиться, а своим трудом обеспечить в этом суровом крае нормальную жизнь людей. Вот оно – служение людям, вот она  – социальная эффективность местного самоуправления. А посмотрите, в других городах и весях – в том же Нижнем Новгороде. Только в здание областной администрации «вгатили» более 400 миллионов рублей (бюджетных!). А не может ли (а точнее – не должно ли) региональное правительство жить скромней, если народ живет у черты бедности?! Так и хочется повторить рефреном: «Ребята, воровать нужно меньше!».

Не будем, однако, о грустном… А какими цветами засажен Яр-Сале! И это на вечной мерзлоте, где каждый квадратный метр отвоевывается у строптивой природы. Когда мы пытались у местного населения выяснить глубину залегания вечной мерзлоты, мы всегда в ответ слышали: «Так вечная же!». То есть в их сознании пространство и время слились воедино – это, по-видимому, и есть отличительная черта и «местная особенность» живущих там людей, привыкших гордиться своим краем и своим трудом преумножающих его богатства.

Возвращаясь к достижениям Яр-Сале, заметим, что  все эти «чудеса», называемые умными словами «социальная эффективность местного самоуправления», обеспечиваются скромными героями, Гражданами России с большой буквы, в тяжелейших условиях сурового, «несговорчивого» климата несущими свою вахту общественно значимого долга. Это люди, пропитанные искренней любовью к своему краю, нежно и трепетно относящиеся к «вверенным» им государством и родителями детишкам. Это люди, не «лозуногово», а своими делами формирующие истинное понятие «дети – наше будущее!» Собственно, своим трудом они это будущее и создают.

У нижегородского преподавательского десанта восторг и преклонение вызвали истинные герои «местного образовательного фронта» – это в первую очередь, директор департамента образования Инна Васильевна Фатеева,

Инна_Василльевна_Фатеева

Инна Васильевна Фатеева

ее заместитель Елена Вячеславовна Азарченкова,

Елена_Вячеславовна_Азарченкова

Елена Вячеславовна Азарченкова

директор замечательной яр-салинской школы Николай Гаврилович Шемякин .  Они личным примером повели за собой многочисленный коллектив своих подчиненных. Став инициатором реализации образовательной программы переподготовки управленцев образовательной сферы,  Инна Васильевна в числе первых успешно выполнила все требуемые задания и в конечном счете с блеском сдала государственный экзамен. Не отстала от нее и Елена Вячеславовна.

С лучшей стороны в качестве «студентов» показали себя Елена Александровна Тришкина, Ирина Анатольевна Огородникова, Ирина Александровна Садовская . Список успешно обучившихся можно продолжать – в нем более 60 фамилий.

Это герои, осознавшие, что только при освоении ими современных методов управления им реально покорится социальная эффективность местного самоуправления. Вот так на Ямале, помимо найденных останков мамонта, обнаружилось еще одно доказательство неоспоримого тезиса: в любом деле успех определяют люди.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Социальная эффективность местного самоуправления
  2. Социальная эффективность местного самоуправления: информационный ресурс
  3. Социальная эффективность местного самоуправления: мораль и нравственность
  4. Социальная эффективность муниципального управления развитием городов
  5. Пути решения проблем местного самоуправления
  6. Проблемы развития современной России: новое – хорошо забытое старое

Комментарии (2)

  1. Надя:

    Если раньше безнадежно мечтала о Гималаях, то теперь хочется, чтобы меня «отпустили» на солнечный Ямал. Трудно поверить. что где-то еще в нашей стране так заботятся о людях. И во что еще труднее поверить, так это в то, что «начальники» хотят и умеют учиться наравне со своими подчиненными. Пост меня, честное слово, достал. А не послать ли всю эту «европейскую часть» куда подальше, да не рвануть ли к этим настоящим гражданам России, если примут?

  2. admin:

    Надя! Спешите «рвануть» к настоящим людям чести и совести! Они примут каждого. кто умеет честно трудиться и не рассчитывает на «халяву».

Комментировать