У вас психологические проблемы общения?

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы общения

Вы увидели незнакомого прежде человека. Вы еще не начали с ним разговаривать. Вы еще практически ничего о нем не знаете. Означает ли это, что ваше общение начнется без всяких препятствий и пройдет в «теплой дружественной атмосфере»? Конечно же, нет. Почему?

Да потому, что есть у нас с вами, у людей, одна психологическая особенность, отражающая проблемы современного мира. И проявляется эта особенность именно при первом контакте с незнакомыми людьми.  Называется она  – формирование первого впечатления. Хотим мы того или нет, первое впечатление возникает, можно сказать, «на автомате».

Естественно, процесс этот весьма сложный, а в его основе лежит способность человека мысленно сформировать образ для оценки незнакомца. И уже на основании этой, мгновенно проведенной оценки, прогнозировать его возможное поведение. Чаще всего такие оценки рождаются на базе стереотипов, которыми буквально напичкана наша голова. «Добро – зло», «молодость – старость», «бедность – богатство», «смелость – трусость», «горе – радость». Этот ряд каждый сможет продолжить без особых затруднений. Чем больше у человека таких стереотипов, тем легче дается  ему такая оценка. Заметим, не всегда точная или адекватная, но зато – быстрая. Что, еще раз заметим, экономит нам интеллектуальные силы во множестве случайных коротких общений. Точь в точь по пословице – «ум сам по себе, голова сама по себе».

Как и многие другие психологические проблемы общения,  проблема психологических закономерностей первого впечатления решается учеными с помощью изучения структуры первого впечатления.

Оказывается, тонкий процесс взаимного восприятия незнакомых людей  можно разделить на несколько компонентов. Эти составляющие демонстрируют, на что конкретно (а не вообще) обращают внимание каждый человек при первой встрече. Познакомьтесь, если не знали до сих пор:

- черты лица и фигура (красивый – некрасивый, стройный – нестройный и т.п.)

- стиль одежды (габитарный имидж)

- экспрессивность, эмоциональность

- манера движения, осанка, поведение.

Итак, быстро и автоматически мы считываем эту информацию. Дальше – на основании своих стереотипов и имеющегося опыта (хорошо, если такой опыт есть, а нет – тогда просто по стереотипам) даем оценку-прогноз качеств личности совершенно незнакомого нам человека.

Психологи обнаружили весьма небольшое количество типовых схем, которые каждый человек использует для формирования образа незнакомца. Другое дело, что кто-то применяет их при любых новых контактах, а кто-то – в отдельных незначимых коммуникациях.

Типовые психологические схемы-оценки могут меняться,  но для их изменения требуется немало времени. Хрестоматийный пример – древнегреческое понятие о красоте.  Древние греки стереотипно были убеждены, что красивое тело является вместилищем красивого духа, высокой нравственности. Каждый из нас знает, какое внимание уделяли эллины совершенствованию физических форм, искренне считая, что такой подход – самый верный путь к достижению красоты души.

Прошли века, и человечество сумело разделить понятия физической красоты и красоты души. Подтверждение тому –  современные анекдоты о блондинках. Тем не менее, установленный факт  – до сих пор, 25 веков спустя, внешне красивых незнакомых нам людей мы, как древние греки, стараемся наделить какими-то приятными качествами. А узнаем эту «красоту» поближе  – и нашим ожиданиям, как говаривали в старину, «увы»!

Одним словом, самые серьёзные проблемы современного общения могут вырасти из искаженного первого впечатления. Что же делать? Как поступать в такого рода коммуникациях? Не верить глазам своим? Ответ гораздо проще. Не хотите проблем в будущем – не обольщайтесь ореолом физической привлекательности, как бы ни хороша была возникшая перед вами  живая «картина маслом».

Дарья Астрова

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Как решать проблемы общения, если VKontakte – неконтактен?

Комментарии (4)

  1. Надя:

    Если уж о мудрости народной, то встречают-то все равно по одежке. Второго впечатления нам чаще всего даже и создать не дают. Фейс не по формату, 90-60-90 не выдерживаешь – свободна! Что теперь некрасивым, удавиться. что ли?

  2. Владимир Волчанский:

    Надя, отчасти согласен с Вами. Только бы дополнил, что эта проблема сильно обостряется, когда человек неадекватно оценивает свою внешность, или сильно заостряет на этом внимание. Ну да, некрасивым кое-что недоступно. Можно принять это как данность, и не клиниться на этом. Можно просто не претендовать на то, что зависит от внешности. И некрасивый человек может быть симпатичным, если он адекватно оценивает свою некрасивость и умеет её правильно обыграть.

    Некрасивая (/вый) может быть обаятельной (/ным)! Этому очень классно помогает юмор и глубокий внутренний мир человека. Может быть это не поможет выйти замуж. Но это может неплохо помочь закрывать сделки.

  3. admin:

    Полностью согласен с Владимиром. От слов Нади веет безнадежным пессимизмом. И хотя понять это можно, но, наверное, логичней и целесообразней пользоваться формулой: “Если не можешь изменить обстоятельств, измени к ним отношение”. К этому, собственно, и призывает Владимир.

  4. ДЕНИС:

    А я пришел к выводу, что некрасивым быть лучше. Обосную.
    1.От тебя не ждут ничего особенного
    2.В случае желания или необходимости “не высовываться” можно посидеть в сторонке, тебя и не заметят.
    3.На исходных позициях считают, что ты способен на меньшее, чем красивый.
    Короче – люди куда как больше удивляются достижениям некрасивых, чем красивых, если эти достижения одинаковы.
    Практический вывод, как в той рекламе – лучше быть некрасивым и удивлять, чем быть красивым и заработать комплекс отличника, при этом никого особо не удивляя.
    Некрасивые, я – за ВАС!

Комментировать