Практика решения проблем: учимся осмыслять и формулировать

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Практика решения проблем: учимся осмыслять и формулировать

практика решения проблемПрактика решения проблем требует, в первую очередь, всестороннего осмысления проблемной ситуации, что, в конечном счете, должно привести к чёткой формулировке проблемы. Причем, все равно: будь то проблемы общения или проблемы современного мира, проблемы современного   общества или проблемы развития России и даже проблемы перспективы развития.

Но прежде чем осмыслить и попытаться сформулировать проблему, давайте попробуем понять, что в принципе является проблемой, что входит в само понятие «проблема». Википидея, ссылаясь на Большую советскую энциклопедию, дает такое определение этому понятию: «Проблема (др.-греч. – πρόβλημα) - в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения». Итак, как понятие проблема отражает практически или теоретически важный вопрос (чаще – комплекс вопросов), объективно проявляющийся в процессе познания окружающего нас мира.  По сути, в целом развитие деятельности человечества можно представить в виде цепочки переходов от постановки проблем до их решения, далее – к постановке новых проблем и т.д.

Можно выделить ряд общих свойств, характеризующих проблему:

  • обязательная необходимость решения проблемы;
  • разнообразие проблемных ситуаций, абсолютно точно не повторяющихся. Это приводит к сложности осмысления их содержательной «похожести», затрудняя обобщение проблем;
  • трудности генерирования (нахождения) альтернатив решения проблемы, их сравнительного анализа и отбора;
  • практически всегда присутствующая в определённой мере непредсказуемость последствий принимаемых решений;
  • сложность выбора, связанная с необходимостью учета большого количества факторов, нередко противоречивых;
  • опасности ограниченности выбора, связанные субъективностью аргументов участников разработки решения, – так называемый человеческий фактор.

Если преобладающее большинство представленных компонентов присуще рассматриваемой ситуации – перед вами проблема. Если вы не можете найти этих характеристик в возникшей жизненной ситуации, то, скорее всего, вы имеете дело не с проблемой, а с задачей, что, конечно, в корне меняет дело. А в чем же это коренное отличие?

Источником возникновения проблемы является наличие у лица, принимающего решение, определённых сомнений в сравнительной эффективности того или иного способа поведения. Собственно на прояснение и устранение этих сомнений и направлен процесс решения проблем. А здесь важно одно обстоятельство, вытекающее из различия людей, – уровень сомнений у разных людей отличается. То, что перед одним предстает как проблема (нередко неразрешимая), для другого может в принципе не являться проблемной ситуацией. Именно поэтому появляется необходимость во всевозможных «экспертах» и «советниках», а также (что не менее важно) – в наличии у лица, принимающего решение, соответствующего образования.

Заметьте, в самом определении понятие «проблема» в каком-то смысле отождествляется с понятием «вопрос».  И действительно, на практике мы нередко и формулируем проблему в виде вопроса. Например: «Как добиться справедливости в действиях власти?». Здесь сам вопрос подразумевает нашу неудовлетворенность, наше недовольство отсутствием в деяниях власть имущих этой самой справедливости.

Но хотя проблему мы и связываем с вопросом, все же нужно иметь в виду, что, имея дело с проблемой (а не с задачей), мы не можем рассчитывать найти ответ на поставленный вопрос в накопленном знании. То есть, не следует питать иллюзии, что сейчас наберете в поисковой строке, например,  Яндекса ваш вопрос, – и из виртуального пространства к вам тут же «выпрыгнет» нужный ответ. Если перед вами проблема – то с высокой вероятностью таким способом вы ее решения не найдете. Решение проблемы, отыскание этого решения потребует от вас практических и теоретических действий, мало похожих на  простой информационный поиск. Здесь потребуется выход за пределы привычного, знакомого приема или решения. И этот выход – как выход в Космос – производится в область того, чего еще нет, но что должно быть создано. В определенной мере, пытаясь решить проблему, вы делаете шаг в неизведанное. Именно этого требует современная, инновационная практика решения проблем.

Важным компонентом осмысления проблемы является её описание. В описании важно отражать внутреннюю структуру проблемы, включая такие её элементы как предмет (главное возникшее противоречие, существо вопроса), объект (регион, организация, отрасль деятельности, семья и т.п.), субъект (инициатор проблемы – природа, общество, персонал, ресурсы и т.п.) и связи (межэлементные связи предмета проблемы и отношения с другими проблемами. Проблема должна описываться в системной связи с другими, примыкающими к ней проблемами, необходимо установить межпроблемные связи, а также оценить значимость связей по отношению к ожидаемому результату и выделить существенные связи.

В результате грамотного осмысления и описания проблемы должна появиться её формулировка, являющая тем стержнем, который, по сути, структурирует и «держит» всю проблемную ситуацию. Поэтому формулировка эта должна быть чёткой, предельно ясно отражающей неудовлетворительное состояние объекта проблемы. Это неудовлетворительное состояние, естественно, связано с  вызовами внешней среды, и должно формулироваться как «гвоздь в ботинке», то есть то, что попросту мешает жить.

Не следует прибегать к неопределенным формулировкам, например, «повышение  ответственности родителей за воспитание своих детей» (где же здесь проблема?).

Осмысление и формулирование проблемы, по сути, являет собой представление о проблеме лица, принимающего решение, – это созданная им модель проблемы. Если эта модель окажется неверной, то решение может не дать желаемых результатов, то есть существующая проблема не будет разрешена. Типичным примером является формулирование проблемы, способствующее подавлению симптомов, последствий, а не устранению причин, порождающих данную проблему. К сожалению, практика решения проблем изобилует такими примерами.  У всех еще свежа в памяти пресловутая борьба с «всенародным» пьянством, выразившаяся в бессмысленной и абсурдной вырубке виноградников, являющих природную и сырьевую гордость нашей страны.  Из-за возможности таких ошибок гораздо важнее (и труднее) правильно сформулировать проблему, чем разрешить ее.

В нашей ШКОЛЕ РЕШЕНИЯ ПОБЛЕМ вы имеете возможности уверенно освоить эти инструменты осмысления и формулирования проблем и приобрести необходимые навыки, как того требует современная практика решения проблем.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Пути решения проблем местного самоуправления
  2. Пути решения глобальных проблем современности: взгляд психологов

Комментировать