Управление изменениями: вижу цель – не вижу препятствий?
Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения
Управление изменениями: вижу цель – не вижу препятствий?
Одним из ключевых мотивов написания мною компакт-учебника «Управление изменениями» (магия обновления) было желание внести законченность в понимание, прежде всего мною, а затем и моими читателями и учениками особенностей гармоничного и успешного процесса реализации стратегий. Дело в том, что ещё с юности я обладал приличными навыками управленца – по крайней мере, в том, что касалось понимания направлений развития и способов их реализации. И в силу этого понимания, а также особенностей своего характера я жил, исповедуя лозунг: «Вижу цель – не вижу препятствий!». То есть этакий боец-молодец с шашкой на белом коне.
Первый урок в части неправильности такого подхода жизнь преподнесла мне, когда я был студентом второго курса Харьковского авиационного института, который я окончил (лучший из всех «алма-матер»!). Именно тогда я был избран секретарём комсомольского бюро курса (это 250-300 студентов) – видимо сыграли роль моя хорошая учёба и то, что называют «активная жизненная позиция». На этом «важном посту» мною двигало не желание сделать карьеру (с этим у меня не всё хорошо), а стремление изменить нашу студенческую жизнь в лучшую сторону. С пониманием этого (то есть куда, в какую сторону развиваться и как, какими действиями) у меня как раз-то было неплохо. И вот здесь я и проявил в полной мере эту самую активную жизненную позицию. Чего я только ни придумывал и ни делал! Здесь и высаживание своими силами аллеи деревьев (до сих пор живы и стали большими), и организация комсомольского патруля для совместных дежурств с районной милицией, и соревнование на лучшую группу курса с поездкой победителя на недельную экскурсию в Москву за счёт администрации института, и многое, многое другое. Это производимое мною управление изменениями шло так здорово, настолько всё хорошо получалось, что это вселяло уверенность в полезности и правильности моих «управленческих» действий. Пока не наступила развязка – отчётно-выборное комсомольское собрание курса, где меня с треском «прокатили», не избрали вновь, да ещё и с изрядной дозой критики. Обидно было до слёз (ведь не для себя же лично старался!), однако в силу собственной молодости и ничтожности своего социального опыта должного урока из этого я не извлёк. Именно поэтому и далее в течение своей в целом весьма успешной жизни я неоднократно получал «по лбу» именно из-за этого своего метода управления изменениями – «с шашкой на белом коне».
Только значительно позднее, приобретя через набитые на этом самом (собственном) лбу шишки необходимый опыт, я понял, что практически любое изменение, любая инновация встречает в среде её внедрения сопротивление, более или менее ожесточённое. И это связанно с человеческими особенностями, состоящими в нежелании подавляющего большинства людей что-либо изменять, в их стремлении к «минимуму потенциальной энергии» – попросту в желании сохранить существующее положение. Именно поэтому я потерпел фиаско в своей комсомольской юности – мои собратья-студенты не могли перенести, что я в своей горячей неугомонности непрерывно их тормошил, не давая спокойно жить. В целом человечество располагает всего 1% так называемых пассионарных личностей – это те, которые, что называется, спят и видят, как бы что-либо изменить. Остальные же 99% людей распределены в диапазоне – от готовности после хорошего пинка всё же сдвинуться с насиженного места до полностью неподвижного камня-валуна, для перемещения которого нужен бульдозер или взрывчатка.
Вот именно эта особенность и делает управление изменениями совершенно уникальной деятельностью, требующей от управленца особых знаний и навыков в части преодоления этого сопротивления среды, вызванного её высокой инертностью, нежеланием и неспособностью должным образом воспринимать неизбежность и необходимость трансформаций. Помочь в получении таких знаний и навыков может упомянутая в предыдущей статье теория ограничений систем (ТОС), а овладеть этими знаниями и навыками вы можете в нашей ШКОЛЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, заявив о вашем желании освоить управление изменениями в письме автору статьи по адресу bazhin41@gmail.com.
Игорь Бажин
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему: