Управление изменениями: разработка стратегии

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Управление изменениями: разработка стратегии

Управление изменениями в качестве важнейшего компонента структуры содержит  разработку стратегии, процесс создания которой включает  три важнейших составляющих: анализ существующего положения, генерирование спектра стратегических альтернатив, анализ и оценка альтернативных решений. Для более чёткого представления о сущности поиска альтернативных стратегий полезно представить реализацию какой-либо стратегии, исходя из конечных результатов, а не из течения процесса стратегических преобразований.

Последовательность событий, относящихся к принятию определенной стратегии, начинающаяся с пожеланий потребителя, заказчика, далее –  разработки проекта, производства, сбыта, потребления, завершается в целом  внесением изменений в общество путём внедрения, в конце концов, объекта или процесса, созданного в результате принятого управленческого решения. То есть можно утверждать, что безотносительно к отдельным этапам принятия решения общество (мир в целом) после практической реализации этого решения стало иным, отличающимся от того, которое мы знали ранее.

Удачное управленческое решение, естественно, приводит к позитивным изменениям, по крайней мере, к тем, на которые надеялся заказчик. Если же лицо, принимающее решение (ЛПР), постигла неудача (что, прямо скажем,  случается чаще), то результат, оцениваемый, прежде всего, по конечному влиянию на мир принятого решения, может не оправдать ожиданий не только заказчика, но и самого ЛПР. Но важно понимать, что и в одном, и в другом случае это управленческое решение приводит к изменению, вызывает изменение того или свойства.

Управление изменениями_стратегияТаким образом, представляется очевидным, что целью принятия решения (по сути – управления) является стремление дать старт изменениям в окружающем нас мире. В это подверженное изменениям окружение входят и природные ресурсы, и созданная человеком искусственная среда. Это иллюстрирует представленный рисунок.

Такое всеобъемлющее определение наталкивает на мысль,  что обсуждаемое управление изменениями включает в себя деятельность не только управленцев как таковых, но и экономистов, политиков, учёных, архитекторов и конструктов, а также всяческих общественных объединений, как в виде «групп поддержки», так и «движений протеста».  Одним словом, сюда входят все, своей деятельностью в той или иной мере пытается внести изменения в форму и содержание законов, общественного мнения, жизни городов, развития систем обслуживания, рынков сбыта и т.п. И сквозь призму такого видения все перечисленные специалисты, на первый взгляд вроде бы и не имеющие отношения к управлению как таковому, по сути, осуществляют управление изменениями, поскольку принимаемые ими решения так или иначе оказывают воздействие на среду, окружающую нас.     

С этим необходимо согласиться, ибо в нынешний информационный век, век  развитых коммуникаций управление как таковое давно переросло примитивное понимание его в качестве «непознаваемого  умения отдавать приказы и распоряжения». Управление переросло в интегрированную комплексную деятельность, строящуюся  на научной основе с опорой на использование информационных систем и информационных технологий.

Включая в процесс управления не только конкретные проектные решения, но задачи создания систем и системокомплексов (метасистем), мы выявим иерархию сфер и подсистем, связанных между собой и существенно влияющих как на принимаемое решение, так и на оценку его последствий. Поэтому решение практически любой задачи управления требует определенного сочетания логики и интуиции. К сожалению, до сих пор не установлены чёткие методы такого сочетания рациональных и интуитивных  инструментов управленческой деятельности. Не исключено, что в общем виде, без учёта особенностей конкретной задачи и конкретного человека, они в принципе  не могут быть установлены, поскольку важным является имеющийся в распоряжении ЛПР объем объективной информации, а также его опыт и квалификация.

Возвращаясь к изложенным выше составляющим процесса разработки стратегий, можно заметить, что для успешного их осуществления требуется прохождение трёх основных стадий: 1) анализ, 2) синтез, 3) оценка. На образном уровне эти стадии можно понимать как  1) «расчленение задачи на части», 2) «перекомпоновка и новое соединение частей» и 3) «изучение практических последствий внедрения принятого решения».

Такая декомпозиция разработки стратегии как важнейшего компонента, входящего в управление изменениями, весьма плодотворна, поскольку детальное  осмысление этих трёх стадий (их соответственно называют «дивергенция», «трансформация», «конвергенция») служит серьёзной предпосылкой требуемых на всех стадиях принятия решений методологических изменений. И эта декомпозиция, предшествующая воссоединению описанных компонентов в единый процесс, обеспечивает пригодность этого процесса для управления на уровне сложных систем.

Игорь Бажин

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Управление изменениями: память о корифее
  2. Управление изменениями – ключ к решению проблемы перспективы развития
  3. Управление изменениями: вижу цель – не вижу препятствий?
  4. Управление изменениями
  5. «Разработка управленческих решений» – тайны науки побеждать

Комментировать