Как правильно ставить цели – 2

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

критерии целиПродолжая обсуждение проблемы как правильно ставить цели, вернемся к мысли о том, что в соответствии с методологическими установками целеполагания каждая цель, сформулированная как четко обозначенный результат, должна сопровождаться количественным критерием. То есть каждой цели (подцели) как достигаемому результату должен быть поставлен в соответствие количественный критерий оценки результата решения. Это измеритель (индикатор), позволяющий оценить степень достижения результата.

Стремление к увеличению (или уменьшению) критерия эффективности является математическим описанием цели проекта. В каждом конкретном проекте  он (критерий эффективности)  полностью заменяет собой цель, и разработчик проекта имеет дело только с ним. Поэтому правильный выбор критерия эффективности является задачей первостепенной важности. Незнание или недостаточно точное знание критерия эффективности есть прямое следствие недостаточно четкого понимания цели или недостаточной изученности процесса протекания действий по достижению цели. Это незнание может лишить какого-либо смысла само проведение задуманных преобразований.

Вследствие чрезвычайной значимости правильного выбора критерия эффективности, приведем важнейшие требования, предъявляемые к критериям:

  • представительность;
  • критичность к исследуемым параметрам;
  • максимально возможная простота;
  • объединение в себе, по возможности, всех основных элементов социального проекта.

Представительность критерия означает, что количественный критерий эффективности должен полностью соответствовать цели проекта, тождественно ее отражать, позволять оценивать эффективность решения основной задачи, а не второстепенных задач. Можно сказать, что представительный критерий есть численное выражение цели.

Здесь можно привести классический пример из событий второй мировой войны. Торговый флот союзников вследствие бомбардировок авиации противника нес большие потери. В целях защиты этих судов от атак авиации на торговые суда начали ставить зенитные артиллерийские орудия. Через какое-то время провели оценку этой операции. Статистические данные показали, что только 4% самолетов, атаковавших корабли, были сбиты установленными на судах зенитными орудиями. Эти данные показали, что орудия не окупали затрат даже на их установку. Встал естественный вопрос о целесообразности установки этих орудий.

Таким образом, по критерию ущерба, наносимого самолетам (т.е. по числу сбитых самолетов), такая установка была явно нецелесообразной. Однако этот критерий являлся непредставительным, так как не отражал основной цели операции. Основная цель, очевидно, состояла не в уничтожении самолетов противника, а в защите торговых кораблей. Следовательно, представительным в данном случае должен быть критерий, отражающий главную цель операции, то есть уменьшение потерь торговых судов.

Анализ результатов операции по другому критерию – проценту потопленных судов из числа атакованных – дал следующие результаты. Процент потопленных судов из числа атакованных при наличии зенитного прикрытия составил 10%, а при его отсутствии – 25%. Экономический анализ показал, что, судя по этим цифрам, расходы на установку зенитных орудий окупаются стоимостью сохраненных судов, и поэтому установка зенитных орудий на торговые суда была продолжена.

Таким образом, представительность (или не представительность) критерия (индикатора) эффективности оказывает решающее влияние на итог проводимых действий.

Критичность к исследуемым параметрам означает чувствительность критерия к изменениям исследуемых параметров; чем эта критичность выше, тем лучше.

Критерий должен быть максимально простым. Введение в него второстепенных величин может усложнить исследования, не приводя ни к каким уточнениям выводов. Это одна из самых больших опасностей в исследовании – «за деревьями не видеть леса».

Крайне желательно, чтобы критерий был единым, по возможности, объединял в себе все основные требования проекта, так как решение задачи при наличии двух (или более) критериев затруднено, и вместо математических расчетов в этих случаях зачастую используют всякого рода необоснованные предположения.

Итак, умение ставить цели, уверенный навык в том, как правильно ставить цели, в значительной мере определяется умением грамотно выявлять количественные критерии, представительно отражающие саму суть цели, ее главное содержание.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Как правильно ставить цели?
  2. Какие цели ставить?
  3. Как ставить цели: ответ на вдумчивый комментарий – 3
  4. Умеем ли мы ставить цели?
  5. От мечты до цели: инструменты движения

Комментировать