Как правильно ставить цели-3

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

Учитывая важность и значимость количественных критериев в осмыслении проблемы как правильно ставить цели, продолжим обсуждение этой темы и остановимся на видах критериев.

По способу достижения цели можно выделить два вида целей и соответствующих им критериев эффективности:
1. «Качественные» цели, которые могут быть только достигнуты или не достигнуты. Все результаты, приводящие к достижению цели, одинаково хороши; точно так же все результаты, не приводящие к достижению цели, одинаково неудовлетворительны.
При этом критерий эффективности должен принимать только два значения: 1 – в случае успеха и 0 – в противоположном случае. Другими словами, успешность операции оценивается по схеме «да – нет» (все или ничего). Часто в этих случаях используют не два крайних значения критерия (0 или 1), а выбирают показатель эффективности в виде вероятности достижения желаемого результата, или короче, вероятности выполнения задачи операции. Если обозначить А событие, состоящее в том, что цель операции достигнута, то показатель эффективности есть вероятность события А:

W = P(A)

2. Второй вид целей – количественный – заключается в стремлении увеличить (или уменьшить) значение некоторой величины, зависимость которой от параметров, определяющих действия по достижению цели, и составляет критерий эффективности проекта. Это, например, стоимость продукции (задача минимизации), максимально возможная вместимость автобуса (задача максимизации), минимальная длина маршрута в задачах перевозок и т.п. На практике редко удается представить единственный критерий проекта. В реальных задачах проектирования, как правило, преследуется не одна, а несколько целей, и поэтому практически всегда возникает задача достижения комплекса целей, нередко противоречивых. Вследствие этого нередко частные критерии противоречивы, и изменение управляемых переменных (действий), приводящее к желательному увеличению одного из критериев, приводит к нежелательному увеличению (или уменьшению) другого частного критерия. Вследствие этого целесообразно использовать объединенный критерий, представляющий собой свертку частных критериев. Для осуществления свертки может быть использован какой-либо из известных методов.
В практике управления определение таких количественных критериев (называемых зачастую индикаторами) – одно из самых слабых мест при постановке целей проектов. Редкие целевые программы в практике, например, регионального управления задают образцы грамотного подхода, однако это скорее счастливые исключения.
Практика формирования целевых программ социально-экономического развития показывает, что в технологии целеполагания управленцы хуже всего справляются с определением количественных критериев оценки результата решения – измерителя, позволяющего оценить степень достижения желаемого результата. Даже в тех случаях, когда цель формулируется достаточно четко, установление требуемых критериев вызывает у действующих управленцев серьезные затруднения.
Справедливости ради отметим, что грамотное формирование количественных критериев в большом числе проблем действительно является непростой процедурой. Для изменения существующего положения в этом вопросе в лучшую сторону необходимо учиться, как правильно ставить цели.
Итак, учимся ставить цели, что гарантирует наша ШКОЛА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Как правильно ставить цели – 2
  2. Как правильно ставить цели?
  3. Как ставить цели: ответ на вдумчивый комментарий – 3
  4. Какие цели ставить?
  5. Умеем ли мы ставить цели?

Комментировать