Как сохранить молодость: информационный подход

Тэги: проблема, решение проблем, технология решения проблем, школа решения проблем

Как сохранить молодость: информационный подход

Вечное стремление человечества к сохранению молодости выливалось в поиски заветного «эликсира молодости». На эту тему сочинено несметное количество сказок, рассказано множество легенд и преданий. А меж тем секрет молодости прост и практически очевиден, а пресловутый эликсир молодости – всегда с нами и не требует «хождения за три моря».

Чтобы подобраться к решению этой проблемы, давайте попробуем ответить на вопрос: «Какого человека реально можно считать молодым?».  Практически все понимают, что молодость – это не возрастная категория, то есть не важно, что у тебя записано в паспорте в графе «год рождения». Но в прямом ответе на поставленный вопрос многие расходятся в оценке понятия «молодость».  Одни говорят о хорошем физическом здоровье, другие – о «молодости души», третьи – о способности заботиться о близких и т.д. На эмоциональном уровне все это здорово, однако нам требуется четкий  (если хотите – прагматический) ответ. Ответ, который давал бы возможность произвести оценку этого состояния «молодость»,  причем, желательно измеряемую оценку.Так вот, с позиций обобщения этого понятия, думаю, вряд ли  кто станет спорить с утверждением, что молодой человек – это человек адаптивный. То есть тот, кто при любых изменениях внешней среды находит решения, обеспечивающие ему успех. Вот что-то произошло – жизнь сделала крутой поворот. А этот человек говорит: «Ну, во-первых, я это предвидел! А во-вторых, я сделаю то-то и то-то – и снова на коне!». Помните, как у К.Симонова: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!». Такой человек всегда востребован обществом, поскольку всегда готов освоить именно те сферы деятельности, которые наиболее актуальны в настоящее время. Вот это – истинно молодой человек, независимо от того, какого он возраста по паспорту. С другой стороны, мы знаем немало, например, двадцатилетних людей, которые говорят примерно так: «Я знаю вот это, умею только это. Дай мне мой миллион, ничего другого знать не знаю!». Это говорит уже древний старик, хотя тело его пышет молодостью и здоровьем.

Итак, способность к адаптации – вот обеспечивающее начало истинной молодости. А что же такое адаптация? Как ее понимать?

С позиций жизнедеятельности систем (а человек – тоже система) различают два основных типа адаптации: активную и пассивную.

Активная адаптация – это адаптация друг к другу элементов внешней среды, то есть реакция или отклик системы на внешнее изменение путем модификации окружающей среды. Это как у Макаревича: «Не станем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» – это и есть активная адаптация. Естественно, она требует немалых ресурсов и нередко – достаточно рискованна.

Поэтому чаще прибегают к пассивной адаптации – адаптации системы к внешней среде, представляющей собой  реакцию или отклик системы на внешнее изменение путем модификации самой себя.

Возникает вопрос: «А что это вдруг заговорили об адаптации?»  Жили себе без нее – и неплохо жили! Оно может быть и так, однако времена изменились, и ностальгировать по спокойной, стабильной жизни – пустое занятие. Такие серьезные сдвиги (можно сказать, тектонические) произошли в мире, что изменился понятийный аппарат. Это же какие мощные трансформации нужны, чтобы изменить основополагающие понятия! Так, в частности, изменилось понятие «стабильность». В привычном, традиционном  понимании «стабильность» – это «спать на печке»,  то есть, чтобы сегодня было,  как вчера,  а завтра – тоже не хуже. От этого не осталось и следа. Сегодня понятие «стабильность» трансформировалось до неузнаваемости. Так, например, Илья Пригожин (Нобелевский лауреат,  бельгийский ученый-физик российского происхождения) в одной из работ пишет: «Стабильность – это не бытие, а становление». Вдумайтесь в гениальность этой короткой фразы. То есть «стабильность» – это не то, как вы «выглядите» в настоящий момент, а то, в какой мере вы готовы изменяться, трансформироваться.

Для меня современное понятие «стабильность» ассоциируется с положением канатоходца на канате. В чем его стабильность? – Остаться на канате. Но для этого ему необходимо непрерывно изменять положение центра тяжести своего тела (то ли с помощью шеста, то ли вееров) – иными словами, адаптироваться. Если он хоть на мгновение перестанет это делать, то он рухнет и перейдет в состояние стабильности в традиционном понимании этого слова – то есть умрет. Это и происходит с системами, организациями, лишенными механизмов адаптации – оно погибают: распадаются, банкротятся и т.д. Это же происходит и с человеком, лишенным способности адаптироваться – вначале он погибает как профессионал: жизнь изменилась, а он остался на прежнем уровне знаний и умений, которые в настоящее время не востребованы. От гибели профессиональной до гибели физической, до погоста – один шаг  (если не сказать – полшага). Это равносильно тому, как если бы я вышел на площадь и закричал во весь голос: «Я самый лучший в мире закручиватель гаек! Никто не умеет это делать лучше меня!». Мне бы говорили: «Ты с ума сошел! Теперь гайки закручивают автоматы – ты не нужен!». А я бы продолжал сокрушаться: «Я уникальный специалист – и не востребован!». Сетования эти справедливы, однако бесперспективны и бессмысленны.

После распада СССР, приведшего к глубокому кризису экономики, когда умирали целые отрасли – сколько мне довелось слышать сетований такого рода от людей моего поколения!  Я окончил Харьковский авиационный институт, о котором в свое время говорили: «ХАИ готовит штучный товар». Это в том смысле, что готовились специалисты высочайшего уровня. Об этом могут отчасти свидетельствовать такие цифры: когда я поступал на первый курс, нас было принято около 600 человек, из которых окончили институт только 120. То есть и троечник, окончивший ХАИ, был специалистом высокого класса, поскольку прошел жесткий отбор.  Когда же рухнула авиационная промышленность, часть моих вузовских однокашников не сумела адаптироваться – нас этому не учили, да и не нужно это было тогда, в эпоху «всепоглощающей стабильности». И сегодня, приезжая в Харьков, я в будке по ремонту обуви вижу своего однокурсника, поверите – ком в горле! Это все, весь уровень, на который он сумел адаптироваться. А ведь это специалист высокого уровня, да и здоровьем еще не обижен. Сколько потеряло наше общество от такого «списания» людей! Когда мы по-детски, по школярски ударились в «рынок», наши «отцы новой экономики» – либералы объявили: «Рынок автоматически все урегулирует, рынок все вывезет!». Он и вывез кого куда: кого в будку по ремонту обуви, кого – прямо на погост. Это случилось потому, что власть оказалась социально безответственной перед своими гражданами.

Власть и сегодня не слишком социально ответственна. Однако самое простое – сетовать на власть. Какой бы она не была – мы то сами не можем быть безответственны к собственной судьбе. Поэтому все нам необходимо приобретать механизмы адаптации. А как это сделать?  – спросите вы.

А вот теперь – самый главный секрет молодости:  в основе любого механизма адаптации лежит (это можно написать большими жирными буквами) ОБУЧЕНИЕ. Обучение  в широком смысле слова – то есть получение и переработка новой информации.

Итак, любой человек, стремящийся сохранить молодость, должен непрерывно обучаться, пополнять себя новой информацией. Отсюда формула молодости выглядит так: «Молодость - это не возрастная категория, а степень адаптивности, определяемая способностью обучаться».  Эта формула и стала девизом нашей ШКОЛЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. Многим может показаться, что такой подход связан с «молодостью души». «А как же тело?» – спросите вы. Ведь хочется быть молодым и телом! Готов  с позиций информациологии (новой науки об информации) показать, что это работает и по отношению к физическому телу.

Но об этом  – в следующей статье.

Игорь Бажин

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Социальная эффективность местного самоуправления: информационный ресурс
  2. Решение проблем управления: креативный подход

Комментарии (1)

  1. Как сохранить молодость (продолжение) | ШКОЛА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ:

    [...] В предыдущей статье был открыт истинный секрет пути решения проблем сохранения молодости. Однако у читателя могло сложиться впечатление, что речь идет только о «молодости души» – известное и достаточно распространенное словосочетание. Именно о человеке социально активном, интересующемся жизнью, способном адаптироваться говорят: «Он молод душой». Нередко за этими словами угадывается скрытое противопоставление «молодости души» и «немолодости» тела, а иногда, по сути, признание физической немощи обсуждаемого человека (когда говорят: «Зато он молод душой!»). [...]

Комментировать