Решение проблем развития: инновации или реформаторский зуд?
Тэги: пути решения проблем, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы развития России, проблемы перспективы развития
Решение проблем развития: инновации или реформаторский зуд?
Зачастую с высоких уровней управления страной обсуждаются проблемы развития России и произносятся призывы к «модернизации», что сделало это слово модным и вставляемым (к месту или не к месту) в речи чиновников различных рангов. Оставляя в стороне модность термина, попробуем понять, какой на самом деле смысл должен вкладываться в это слово, и в каких формах эта модернизация должна проявляться.
Особенности современного, стремительно развивающегося мира предъявляют повышенные требования к эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. Известно, что любые, а тем более значительные, изменения внешних условий и/или внутренней среды любой организации естественным образом приводят к появлению серьезных проблем в работе систем управления, вызывают кризисы в социально-экономических и общественных системах различных типов (государство, регион, муниципальное образование и др.). Решение этих проблем и преодоление кризисов, как правило, связано с использованием уже апробированных, подтвержденных жизненным опытом методов и подходов и, конечно же, с введением инноваций, которые в зависимости от масштабов процесса могут приобрести и характер реформы. При этом следует отметить, что далеко не всякая инновация является целесообразной и может привести к желаемому результату. Когда инновация становится самоцелью, то может принести большой вред, если ее последствия не просчитаны, а ее применение не подтверждается наличием ресурсов различного характера и содержания.
Особенно важно учитывать это обстоятельство в деятельности органов власти и управления различных уровней, которые призваны обеспечивать устойчивое развитие общества в целом и оказывать услуги населению в части повышения качества жизни, соответствия этих услуг динамике изменения условий и образа жизнедеятельности. Вносимые в связи с этой деятельностью органами власти инновации, являющиеся, по сути, управленческим воздействием на функционирование реформируемого объекта, должны быть адекватны, не вызвать социальной напряженности и социальных флуктуаций, снижающих качество жизни граждан страны. В жизни общества это воздействие (иногда проявляющееся как вмешательство) приводит к существенным изменениям экономических и политических отношений, функционирования и развития социальных институтов, деятельности организаций и отдельных граждан.
Для успешного решения проблем, вызванных быстро изменяющимся миром, все структуры управления вынуждены жить и работать одновременно в двух временных измерениях – в настоящем и в будущем. Очень важно понимать, что само будущее закладывается и формируется уже в настоящем, сегодня, и во многих случаях процесс его формирования необратим. Поэтому управленцам всех уровней и рангов, независимо от сферы деятельности, именно сегодня необходимо уметь управлять обоими состояниями – сегодняшней ситуацией (тактика, управление функционированием системы), которую многие зачастую считают основной, и будущим, которое должно обеспечить устойчивый успех (стратегия развития). Таким образом, управленцы не должны полагать, особенно во времена бурных перемен, что завтра – это просто продолжение сегодняшнего дня. Напротив, они должны управлять изменениями – изменениями как новой благоприятной возможностью и изменениями как возможной угрозой.
Социальные инновации, традиционно осуществляемые органами власти в виде административных мер, оказываются нередко не только малоэффективными, но зачастую несут значительный риск обострения антиреформенных настроений и действий в социуме.
На наш взгляд, невысокая эффективность осуществляемых органами власти социальных инноваций связана с использованием в практике слабо структурированных управленческих воздействий. Такого рода воздействия не создают замкнутого управленческого цикла, обеспечивающего успешное внедрение в социальную среду осуществляемых инновационных преобразований. Поэтому возникающая необходимость нацеленности органов власти и управления на конкретные результаты принимаемых управленческих решений, оцениваемых адекватными количественными критериями, требует использования в практике управления четко алгоритмизированных управленческих процедур, являющихся основой механизма повышения эффективности их инновационной деятельности. Среди них – проблемы разработки и реализации программ развития как отдельных, так и всех вместе сфер жизнедеятельности страны, региона, муниципального образования и использования достаточно объективных критериев оценки их эффективности, повышения в этом отношении уровня профессионализма и ответственности соответствующих органов власти и управления.
Огромное значение для любой властной структуры имеют здравые социо-рефлексы, которые позволяют ей направлять усилия на разрешение кризисных ситуаций и быстро реагировать на любую неожиданность. Помимо рефлекторных реакций, власть должна осознанно управлять своими «мускулами» в любом виде ее деятельности – будь то создание рабочих мест, взаимодействие со структурами бизнеса, дающее новые импульсы развитию территории, или «передислокация» государственных и муниципальных ресурсов в наиболее эффективные направления развития общества.
Для успеха таких плановых мероприятий необходимо внедрение в практику деятельности органов власти системного подхода и инструментальных методов, позволяющих повысить эффективность и результативность этой деятельности и обеспечивающих продуманную подготовку, стратегический анализ, четкое выполнение работ и оценку достигнутых результатов. Необходимо анализировать фундаментальные проблемы социума и разрабатывать долгосрочную деловую стратегию их решения, использовать скрытые возможности, которые выявит проведенный анализ. Затем необходимо донести разработанную стратегию и связанные с ее реализацией рабочие планы до всех участников процесса, партнеров и иных субъектов вне данной структуры управления, имеющих отношение к решению этих задач. Иными словами, обеспечить согласованность проводимых реформ с социумом. Вот именно это и является самым слабым местом в решении проблем реформирования, что нередко приводит к отторжению реформ на уровне тех социальных групп, по отношению к которым они проводятся.
Игорь Бажин
Обратная связь
Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему: