Пути решения проблемы коррупции_ч.1

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

Часть 1 – Целеполагание

проблемы коррупции

коррупции - нет!

В последнее десятилетие на различных уровнях общественных отношений первостепенное внимание уделяется проблеме коррупции. Обсуждаются пути решения проблемы коррупции, отыскиваются механизмы предотвращения коррупционных проявлений.  Медленно, но неуклонно  приходит осознание того, что коррупция теснейшим образом связана с низкой эффективностью государственного управления.  Кроме того, уровень коррупции определяется нечеткостью правоотношений, традициями общественных отношений, сменой системы ценностей и т.п. Здесь возникает отрицательная обратная связь: порождаемая неэффективностью управления коррупция сама усугубляет эту неэффективность. В России давно утвердилось мнение, что коррупция вечна, поскольку вечны чиновник и бюрократия.

Масштабы коррупции в России весьма значительны: по оценкам экспертов объём «коррупционного рыночного поля» превышает 240 млрд. долл. Согласно оценкам фонда «Информатика для демократии» (ИHДЕМ) между 2001 и 2005 гг. объём коррупции в деловой сфере России вырос с 33 до 316 млрд. долл. в год (заметим, что Федеральный бюджет 2007 г. составлял около 220 млрд. долл).

Финансовые аферы, осуществляемые  коррупцией на «высшем уровне», наносят стране такой ущерб, что можно вести речь об  угрозе национальнй безопасности. Эксперты утверждают, что вывоз капиталов в крупном масштабе в большинстве случаев осуществлен путем подкупа высших должностных лиц – это 20-25 миллиардов долларов в год. Уход от налогов с выплатой взяток налоговым стражам оценивается в 25% от ВВП. Как утверждают исследователи, лидирует на рынке коррупции исполнительная власть. На ее долю приходится почти 99% от общего объема «коррупционного пирога». Доли законодательной и судебной властей оцениваются  соответственно в 0,17% и 0,86%.

По результатам масштабного исследования «Природа и структура коррупции в России», проведенного Институтом общественного проектирования, эксперты пришли к выводу, что коррупция в эшелонах власти за последние годы возросла.

Можно, таким образом, утверждать, что львиная доля коррупции лежит в области деятельности органов власти, где сосредоточены гигантские объемы бюджетных средств (достаточно, например, вспомнить размеры бюджетного финансирования, направленного на осуществление национальных проектов). Следовательно, эффективность использования бюджетных средств на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – непосредственно определяет и уровень коррупции в стране. Лазейки «присасывания» коррупционеров к каналу бюджетного финансирования открываются там, где по тем или иным причинам (правовым, управленческим, нравственным) появляется возможность нерезультативного использования ресурсов страны.

Заметим, что основной акцент в борьбе с коррупцией высшими эшелонами власти делается на правовых механизмах.        Вместе с тем, огромные резервы предотвращения коррупции (не борьбы с коррупцией, а именно предотвращения, а в конечном счете и искоренения этой болезни) лежат в сфере управленческой деятельности, в совершенствовании управленческих механизмов, создающих условия, в которых коррупция не находит среды существования, при которых устраняются причины, порождающие коррупцию.

Для выявления таких управленческих механизмов, на наш взгляд, необходимо обратиться к основополагающей  триаде, лежащей в основе эффективного управления: «цель – действия – ресурсы». Только четкое представление о каждом из указанных компонентов триады обеспечивает возможность, как осуществления ожидаемых социальных преобразований, так и эффективного контроля достигаемых результатов.

В разрезе предотвращения коррупции целеполагание, безусловно, является «лакмусовой бумажкой», индикатором, дающим сигнал о некоррупционности (или коррупционности) социальных преобразований. Если цель сформулирована четко, если она выражена как достигаемый в установленные сроки результат, то существенно (на наш взгляд, на 60-70%) сокращается «коррупционное поле». При четкости цели в значительной мере исчезает «питательная среда»  коррупции, поскольку в таком случае при оценке деятельности во главу угла ставится полученный результат, а не традиционный контроль правильности расходования финансов, выделенных на то или иное мероприятие. Отчитываться по результатам всегда непросто, если на исходных рубежах целеполагание подразумевает такие результаты.

Если же цель не отражает ожидаемый результат, сформулирована расплывчато,  то можно уверенно сказать, что бюджетные деньги в лучшем случае будут израсходованы безрезультатно, а в худшем – часть бюджетных средств будет просто тем или иным способом разворована. Действия управленцев, нечетко формулирующих цели социальных программ, напоминают метания известного сказочного героя, который мог загадать любые три желания, но, загадав два из них, ухитрился попасть в такую беду, что вынужден был загадать последнее желание, чтобы вернуться к своему первоначальному состоянию.

К сожалению, реалии сегодня таковы, что целеполагание – одно из самых слабых мест в практике разработки и реализации программ социальных преобразований на всех уровнях исполнительной власти. Естественно, это вызывает беспокойство в части коррупциогенности таких программ. Даже приоритетные национальные проекты, составляющие основу стратегии развития России, в определенной мере не лишены этого недостатка, хотя в значительной мере индикатор целеполагания в большинстве программ ПНП позитивен.

И если социальные программы федерального уровня с позиций целеполагания можно критиковать по отдельным направлениям и нечетким формулировкам, то ситуация на региональном уровне в этом отношении крайне неудовлетворительна. Даже на уровне реализации приоритетных национальных проектов, где основной тон уже задан федеральными программами, ряд направлений ПНП на региональном уровне даже не обеспечен соответствующими региональными программами, в которых бы четко определялось место региона и его усилия по достижению основных количественных индикаторов, заданных федеральными программами.

Так, например, областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2008 год», принятая Постановлением Правительства Нижегородской области 31.08. 2007 г., содержит изыски, способные ввергнуть в столбняк любого мало-мальски грамотного управленца: «Индикатором выполнения названных задач будет служить положительная динамика обеспеченности населения в разрезе территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры. На среднеобластные показатели за столь короткий период времени это существенного влияния не окажет, так как параллельно с вводом происходит вывод излишних и непригодных к эксплуатации мощностей».

Не лучше обстоят дела с целеполаганием и в других региональных программах – перечень таких «целевых казусов» занял бы немало страниц.

Подчеркнем, что значимость грамотного целеполагания трудно переоценить. Можно с уверенностью сказать, что этот аспект управленческой деятельности не только влияет на размеры «коррупционных крысиных дыр» в нашем бюджете, но и способен оказать существенное влияние   на решение  проблемы развития современной России.  В связи с этим серьезное значение приобретает методология целеполагания, о которой пойдет речь в следующей статье.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Пути решения проблем мифа о ВАК-статьях
  2. Непомерная глупость или злой умысел?
  3. Проблемы инновационного развития России

Комментировать