Нравственные проблемы современного общества: откуда родом?

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

Нравственные проблемы современного общества – многовековая и «многопудовая» тема русской философской мысли. Например, религиозная русская философия в начале ХХ века пыталась осветить стремительное падение  России через призму нравственности. К сожалению, громкие и тревожные  размышления  дореволюционных отечественных философов  достойным образом не  развились в философских трудах спустя столетие.

В наше время мыслители не в почете, а заменившие их суррогаты – разномастные эксперты-политологи практически не задумываются о нравственном измерении никаких сколь-нибудь значимых  проблем. Их абсолютно  не заботит этическая сторона проблемы,  будь то дискуссии о причинах отдельно взятого политического кризиса или обсуждение источников драматической политической судьбы российского государства в ХХ и далее в XXI веке.

Современное научное сознание тщательно изучает любые негуманитарные причины кризиса  – от экономических до экологических. Этические же проблемы политической элиты, да  и нравственные проблемы современного общества оказываются за бортом дискуссий и ток-шоу как несущественные.Меж тем, это, оставшееся за бортом, показывает – не утихающий российский кризис напрямую связан с нашим коллективным недостаточно развитым социально-этическим сознанием.

Корни этой проблемы уходят в историю, к началу XVI века, к нашим предкам. Такие уж они нам достались –  во все лихие времена умели собраться перед лицом внешнего врага. И ещё – весьма солидарны были и внутри классов, и внутри сословий. Но вот в шестнадцатом веке выяснилось, что эти мужественные борцы с врагами не способны отстоят свою классовую автономию. А потому государственная власть в России сформировалась жестко и безжалостно по отношению и к знати, и к простолюдинам.

А что крестьяне, закрепощенные так, как Европе и «не снилось»? У отечественных крестьян, как известно, по Пушкину – «бессмысленный и беспощадный бунт» закрепился как единственно приемлемая форма сопротивления.

Следовательно, налицо имеются все условия, чтобы не развивалась способность народа разрешать общественные конфликты с помощью этических, нравственных принципов. Да что там этические принципы, такое простое понятие как «сознательность» простых россиян исторически имеет запредельно низкий уровень. Тем самым в России власть во все времена (заметим, наши дни – не исключение) традиционно претендовала и претендует на свое некое «божественное», сакральное предназначение. Как следствие – она, то есть власть, обладает исключительным правом на политические и социальные инициативы.

Стоит ли удивляться тому, что народ с ослабленным этическим сознанием, приходя к власти, оказывается куда как свирепее своих бывших властителей. Ведь тот, кто веками не нес ни малейшей ответственности за все происходящее в стране, «в одночасье» не способен совершать политически ответственные социальные действия. Это в полной мере проявилось и в Революции 1917 года. Да и взгляд с этих позиций на современную «майданную» Украину убеждает в правоте этого утверждения.

Тем самым, нравственные проблемы современного общества в России ведут свой род из многовековых отношений «сакральной» власти и «безответственного» общества.

Игорь Бажин

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Нравственные проблемы современного общества: взгляд из Лапуты
  2. Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
  3. Проблемы современного информационного общества и медиапсихология -2
  4. Проблемы современного информационного общества и медиапсихология
  5. Проблемы развития современного общества и сэр Бэкон
  6. Проблемы современного информационного общества: символические ценности

Комментировать