Нравственные проблемы современного общества: откуда родом?
Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России
Нравственные проблемы современного общества – многовековая и «многопудовая» тема русской философской мысли. Например, религиозная русская философия в начале ХХ века пыталась осветить стремительное падение России через призму нравственности. К сожалению, громкие и тревожные размышления дореволюционных отечественных философов достойным образом не развились в философских трудах спустя столетие.
В наше время мыслители не в почете, а заменившие их суррогаты – разномастные эксперты-политологи практически не задумываются о нравственном измерении никаких сколь-нибудь значимых проблем. Их абсолютно не заботит этическая сторона проблемы, будь то дискуссии о причинах отдельно взятого политического кризиса или обсуждение источников драматической политической судьбы российского государства в ХХ и далее в XXI веке.
Современное научное сознание тщательно изучает любые негуманитарные причины кризиса – от экономических до экологических. Этические же проблемы политической элиты, да и нравственные проблемы современного общества оказываются за бортом дискуссий и ток-шоу как несущественные.Меж тем, это, оставшееся за бортом, показывает – не утихающий российский кризис напрямую связан с нашим коллективным недостаточно развитым социально-этическим сознанием.
Корни этой проблемы уходят в историю, к началу XVI века, к нашим предкам. Такие уж они нам достались – во все лихие времена умели собраться перед лицом внешнего врага. И ещё – весьма солидарны были и внутри классов, и внутри сословий. Но вот в шестнадцатом веке выяснилось, что эти мужественные борцы с врагами не способны отстоят свою классовую автономию. А потому государственная власть в России сформировалась жестко и безжалостно по отношению и к знати, и к простолюдинам.
А что крестьяне, закрепощенные так, как Европе и «не снилось»? У отечественных крестьян, как известно, по Пушкину – «бессмысленный и беспощадный бунт» закрепился как единственно приемлемая форма сопротивления.
Следовательно, налицо имеются все условия, чтобы не развивалась способность народа разрешать общественные конфликты с помощью этических, нравственных принципов. Да что там этические принципы, такое простое понятие как «сознательность» простых россиян исторически имеет запредельно низкий уровень. Тем самым в России власть во все времена (заметим, наши дни – не исключение) традиционно претендовала и претендует на свое некое «божественное», сакральное предназначение. Как следствие – она, то есть власть, обладает исключительным правом на политические и социальные инициативы.
Стоит ли удивляться тому, что народ с ослабленным этическим сознанием, приходя к власти, оказывается куда как свирепее своих бывших властителей. Ведь тот, кто веками не нес ни малейшей ответственности за все происходящее в стране, «в одночасье» не способен совершать политически ответственные социальные действия. Это в полной мере проявилось и в Революции 1917 года. Да и взгляд с этих позиций на современную «майданную» Украину убеждает в правоте этого утверждения.
Тем самым, нравственные проблемы современного общества в России ведут свой род из многовековых отношений «сакральной» власти и «безответственного» общества.
Игорь Бажин
Обратная связь
Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!
ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему:
- Нравственные проблемы современного общества: взгляд из Лапуты
- Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
- Проблемы современного информационного общества и медиапсихология -2
- Проблемы современного информационного общества и медиапсихология
- Проблемы развития современного общества и сэр Бэкон
- Проблемы современного информационного общества: символические ценности