Проблемы современного информационного общества и медиапсихология
Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы перспективы развития, проблемы общения
Проблемы современного информационного общества самым естественным образом привели к появлению новой науки – медиапсихологии. Эта молодая область психологической науки детально изучает воздействие средств массовой информации на знания и убеждения людей, на их психологическое состояние, на компетенцию и отношение к окружающему миру. Степень агрессии, предвыборное поведение электоральных групп, возникновение и развитие доминирующих тем в общественном сознании, значимость и оценка событий под влиянием СМИ… Список может продолжить каждый, ведь каждый из нас – потребитель продукции СМИ. В первую очередь – телевизионной, поскольку во всем мире люди считают телевидение самым современным, разносторонним и привлекательным СМИ. По мнению большинства жителей нашей планеты (даже на фоне интернета), к телевидению можно применить такие определения как:
- многостороннее
- актуальное
- достоверное
- компетентное
- информативное
- смелое
- критическое
- свободное
- претенциозное
- ориентированное на будущее и т.д.
Нам кажется, что в привычном обращении с «ящиком» нет ничего особенного. И то правда – включил, пощелкал, посмотрел, выключил. Психологи же считают, что в этом простом деле есть три важнейших психологических этапа.
1.Принятие решения о том, включать ли телевизор вообще, а если включать, то какую программу выбрать – серьезную, где обсуждают проблемы современного мира (применительно к нам - проблемы развития России), или сугубо развлекательную – для «отдохновения души».
2. Восприятие и дальнейшая обработка только той аудиовизуальной информации, которую человек выбрал сам из плотного телевизионного потока. Эта информация важна для достижения вполне конкретных целей человека – убить свободное время, решить проблемы общения, получить ценную информацию, просто развлечься. Масштабность и ценность целей определяется самим человеком и здесь не обсуждается
3. Принятие решения о выключении «аппарата»
Вообразите, что только по тому, как люди выполняют эти три нехитрых действия, ученые могут выявить и способы использования СМИ. и ожидания от СМИ в разных группах людей. Модель опроса разработали в Гейдельберге, в институте SENUS. Групп или «слоев населения» набралось четыре:
1. ведущая социальная среда (28% населения)
2. основная среда (27% населения)
3.традиционная среда (26% населения)
4.гедонистическая среда (18% населения)
Попробуйте оценить себя с точки зрения разработанного группового подхода. «Правильный» ответ, то есть подробное описание каждой группы с точки зрения немецких медиапсихологов, решающих нарастающие проблемы современного информационного общества с помощью новых психологических подходов – уже завтра.
Дарья Астрова
Общайтесь со мной:
Статьи на похожую тему:
- Проблемы современного информационного общества: народ и власть не едины?
- Проблемы современного информационного общества: символические ценности
- Проблемы информационного общества: взгляд эзотерика
- Проблемы современного общества: феномен человека
- Проблемы современного общества: прогресс или регресс?
- Нравственные проблемы современного общества: взгляд из Лапуты
11.08.2011 в 7:47 дп
Одно время очень увлекался практической психологией да и сейчас не чужд. Согласен через «ящик» много чего просачивается в наше сознание. И воспринимаем мы это вроде каждый по-своему, но, приглядевшись легко можно увидеть схожее поведение по отношению к этой информации определённых групп людей (разделенных по какой-нибудь удобной для изучения классификации).