Проблемы речевого общения через призму интенции

Тэги: пути решения проблем, проблемы современного общества, решение глобальных проблем, проблемы развития России

Проблемы общенияПотенция – понятно каждому. Сентенция – понятно многим. Интенция – непонятно даже тем, кто профессионально изучает проблемы речевого общения. Термин «интенция» происходит от латинского слова intendere (затевать, замышлять)  и образованных от него французского и немецкого  Intention – намерение, замысел. В XIX веке это понятие активно использовали философы. И трактовали интенцию как направленность воли, чувства, сознания на какой-нибудь предмет. А это означает, что (говоря современным языком) ни одна мысль не может быть «просто так», «вообще», «в никуда и ни о чем». Любая мысль любого человека предметна, то есть обязательно привязана к какому-нибудь объекту, будь он реальным или воображаемым. Со временем это нерядовое философское понятие освоили и психологи, когда начали активно изучать психическую деятельность человека и особенно – ее направленность на объекты.

Сегодня существует новое понятие – коммуникативная интенция. Что это за зверь такой и с чем его едят? Оказывается, каждый из нас только этим и занят, если открывает рот, чтобы говорить. Коммуникативная интенция – это намерение, которое мы демонстрируем, когда высказываем кому-либо свои взгляды. Выряжаясь умно, посылаем речевому партнеру свое отношение к предмету речи.

Специалисты установили, что  коммуникативная интенция имеет два уровня.

Первый уровень. Он связан с тем, что мозг человека, как и другие органы, имеет потребность и способность выделять во внешнюю среду продукты. Эти продукты  образуются в нем как результат собственных активных состояний. Так называемый принцип экстеориоризации является общим для всех органов тела человека. Например,  легкие наполняются воздухом и выпускают его во время выдоха, сердце принимает порцию крови и выталкивает ее в аорту.

Следовательно, речевая экстеориоризация должна проходит по тем же правилам.  В речевом общении активно участвуют двигательные органы. В частности, артикуляционный аппарат – один из каналов реагирования. Мы же знаем, что «говорящими» могут быть мимика, жесты, общая активность тела, даже заметное окружающим изменение цвета кожи. Следовательно, речевой поток, который мы рождаем, чтобы передать «активное содержание сознания» по тому или иному поводу, является в общем смысле рефлексом. А активность, представляющая собой неудержимое намерение высказаться, и есть не что иное как интенция первого уровня.

Лепет любого ребенка в мире наполнен так называемыми спонтанными  вокализациями. А вот речь ребенка, который только начинает говорить, всегда эгоцентрична, потому что полностью построена на первичной интенции. То есть ее функция – вывести наружу внутреннее субъективное состояние малыша. Этот детский вариант достаточно часто встречается и у взрослых. Каждому из нас знакомы такие «взрослые малыши», люди, которые много говорят лишь о том, что волнует только их, но совершенно неинтересно окружающим.

Второй уровень.

Интенции второго уровня, собственно коммуникативные интенции,  обращены прежде всего к миру людей, то есть к внешнему миру. Эти интенции носят отчетливо выраженный социальный характер  и формируются с детских лет только в условиях непрерывного речевого общения. Важнейшая психологическая особенность коммуникативных интенций заключается в разнообразии форм и отсутствии определенных стандартов. Они могут быть и прямыми, и косвенными, и неявными, потому что язык все время развивается. В частности, прямые интенции – заявления,  приказы, уведомления, просьбы и тому подобное. Во всех этих формах используются глагольные формы.

Однако в речевом общении чаще всего звучат иные формы и способы интенций говорящего. И самое интересная особенность их состоит в том, что они всегда понятны слушателям – носителям языка. Даже при условии нестандартного и непрямого выражения интенций. Объяснение тому достаточно простое – говорящий в первую очередь заинтересован в том, чтобы его интенции были ясны окружающим. Иначе не только не будет достигнута цель его речевой работы, но могут  возникнуть новые проблемы речевого общения.

Заметим, что грамматика, словарный запас, форма речи и другие конструкции  используются исключительно как инструментарий.  «Техническая» сторона оформления мыслей не задерживается в памяти слушателей и практически не оказывает влияния на восприятие ими содержания речи.

Дарья Астрова

Обратная связь

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

captcha

Получайте новые статьи с блога себе на почту, подпишитесь на рассылку!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Проекция этикета на социальные проблемы общения
  2. Проблемы делового общения: отношение к критике
  3. Как решать проблемы общения, если VKontakte – неконтактен?
  4. У вас психологические проблемы общения?
  5. Психологические проблемы общения и стресс: причина №1, причина №2, причина №3…

Комментировать