Проблемы развития России: благотворительность

Тэги: пути решения проблем, проблемы перспективы развития, решение глобальных проблем, проблемы современного общества, проблемы общения

Проблемы развития России: благотворительность

Проблемы развития России: благотворительностьПроблемы развития России, решение которых все чаще и чаще связывают с необходимостью развития гражданского общества, оказываются при ближайшем рассмотрении не такими уж и новыми. Например, мы сами жалуемся, что люди стали черствыми, неотзывчивыми, безразличными. Но мы же с вами прекрасно знаем и другое: если сегодня богатый человек захочет кому-то бескорыстно помочь, государство не только его не поощрит, но еще «догонит и добавит». Оказывается, российские проблемы, связанные с благотворительностью, имеют весьма давнюю и весьма поучительную историю.

Очевидно,что благотворительность в России как социальное явление еще со времен европейского просвещенного абсолютизма имеет в своей основе два вида составляющих:

  • совесть, нравственность, общественный долг
  • мотивация общественного престижа благотворительных действий.

Если первая группа – личный выбор человека, то вторая – дело государства. И в царской России еще со времен Екатерины Великой это государственное дело было поставлено как нельзя лучше. Никто даже из самых приближенных к трону не мог продвинуться в обществе, если не совершал поступки, поощряемые «великой милостью». Да и императорская семья не только поощряла, но и сама являла собой пример благородных социальных действий.

Например, император Александр I в 1802 году издал «Высочайший рескрипт». Этот, извините, «всея Руси нормативный акт» предписывал «для вспомоществования истинно бедным в столице составить особое благотворительное общество». Незамедлительно было создано Императорское человеколюбивое общество, в основу действий которого легли слова императора: «Истинное благодеяние состоит в том, что надлежит искать несчастных в самом жилище их – в сей обители печали и страдания. Ласковым обращением, спасительными советами – словом, всеми нравственными и физическими способами стараться облегчить судьбу их».

Кроме благотворительной деятельности под покровительством императорской семьи, в России совершали нравственные благодеяния частные жертвователи и благотворители. Особенно – купеческое сословие, «миллионщики», новая элита. Заметим, что пресловутые «приваловские» и иные миллионы  «кровопийцы» зарабатывали исключительно личным суровым трудом, а делились с несчастными – сугубо добровольно, по воле духа и нравственных устоев.

Кроме того, в XIX веке в России возникло множество общественных учреждений – «домов призрения». Такого рода приюты создавали все ведомства: военное и духовное министерство, министерство народного просвещения и внутренних дел и иные. Заметим еще раз, что приюты в принципе не были похожи на наши шокирующие психику «дома ветеранов» или «дома престарелых». Солидные здания, вышколенная прислуга, надлежащий уход и главное – уважение общества к достоинству людей, оказавшихся на казенном содержании.

И еще одно, немаловажное для понимания сути «самодержавной» благотворительности в наше время бесстыдной спекуляций на благородных порывах, афер и коротких денег. Эти «несчастные» были уверены, что будут присмотрены и обихожены «по гроб жизни». Ибо Устав Обществ Общественного призрения не позволял открывать ни одно благотворительное заведение, если не было гарантии (в Уставе – «беспокойства») обеспечения необходимого капитала. Капитала не только для открытия. Надежного капитала – для того, чтобы после смерти основателя (в современных терминах – физического или юридического лица) дело могли продолжать его наследники. Глобально? То-то и оно.

Это вам не газ за казенные деньги (читай – налоги) провести, если «прямую линию» на весь мир по телевизору покажут. Это вам не квартиру, как ветерану Куликовской битвы, отписать «с барского плеча» (читай – опять все за те же налоги). Да и не «благотворительную» квартиру, а бумажное жилье, за которым вы еще несколько лет походите, точнее, в инвалидной коляске по чиновным коридорам поездите.

Истинная благотворительность по-российски – это щедро поделиться частью своего, законного, унаследованного и тяжкими трудами преумноженного. Это – самоорганизация на базе мощных единых нравственных начал в российском обществе.  Так можно ли решить хотя бы некоторые проблемы развития России с учетом столь милосердного исторического опыта? Можно, только для этого в нашей сегодняшней зажиревшей на неправедно нажитых капиталах элите должно проснуться всего-то одно качество человека – совесть. И тогда благотворительность в России засверкает новыми красками.

Кирилл Дубровский

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Статьи на похожую тему:

  1. Проблемы развития России: российское земство
  2. Проблемы развития современной России: города и годы
  3. Проблемы развития современной России: ориентиры модернизации
  4. Проблемы инновационного развития России
  5. Гуманизация информации – не здесь ли проблемы развития России?

Комментарии (7)

  1. Наталья:

    Психологической основой российской благотворительности в царской России являлось православие, являвшееся доминирующей религией славянства. Остается надеяться на возрождение христианских традиций, восстанавливающих духовность коллективного бессознательного наших народов.

  2. Александр:

    Благотворительностью должно заниматься государство, в рамках социальных программ. А бизнес должен платить налоги. Тогда всё будет нормально.

  3. Надя:

    Про государство и бизнес – все до тошноты правильно. Государство с каждого и так возьмет, оно же у нас «социальное». Но в нашей стране во все времена в основе человеческих отношений лежало не право, а правда, не закон, а справедливость. А потому, если мы хотим оставаться по духу русскими, если хотим, чтобы дети и внуки были русскими – «делиться надо» по справедливости, а не по параграфу.

  4. Nerice:

    It’s much easier to understand when you put it that way!

  5. Vyolet:

    Short, sweet, to the point, FREE-exactly as information soled be!

  6. Caroline:

    Hey, good to find someone who agrees with me. GMTA.

  7. Tracen:

    I relay wish there were more articles like this on the web.

Комментировать